Искусство

Бенвенуто Челлини эпохи вырождения

«Нельзя дважды войти в одну реку», – утверждают философы. Но в Мариинском театре это, похоже, удалось. Опера Берлиоза «Бенвенуто Челлини» смотрится как новенькая в своем капитальном возобновлении через десять лет после премьеры.

Сюжет, основанный на автобиографических откровениях художника, скульптора, ювелира эпохи Ренессанса (описанный также в романе Александра Дюма «Асканио»), режиссер Василий Бархатов переносит в наше время, в жизнь гламурной тусовки с ее брендовым сознанием. Не случайно на сцене Концертного зала светятся неоновые витрины (художник-постановщик Зиновий Марголин), среди которых даже папа Климент VII становится лишь брендом и костюмом в одной из витрин. Самое необычное в спектакле и тогда и теперь – участие лидера рок-группы «Ленинград» Сергея Шнурова в разговорной роли Бенвенуто Челлини, дополняющего Бенвенуто оперного, которого поет тенор Сергей Семишкур. «Для меня современный Челлини – это Сергей Шнуров, один из самых интеллектуальных людей, кого я знаю, но при этом способный на форменное безобразие, на обаятельное харизматичное безобразие», – говорит Бархатов. Если исторический Челлини «укладывал» своих оппонентов и критиков при помощи шпаги и пистолета, то Шнур вполне может заехать кулаком. Да и вся жизнь любого настоящего творца, по версии режиссера, на девяносто процентов состоит из саморазрушения, дурачества, а на десять – из «гибели всерьез».

Сам Шнуров к сравнению с титаном Возрождения относится с натяжкой: «Надо сделать поправку на время, потому что мы живем в эпоху не Возрождения, а скорее вырождения. Я персонаж эпохи вырождения, который западает на все, что интересно. Единственно, автобиографию я писать не собираюсь». Книгу Челлини «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» музыкант, по собственному признанию, читал «местами».

– И как она вам?

– Дерзко. Челлини совершенно безапелляционен в своих суждениях, что мне, честно говоря, несвойственно. У него вокруг все идиоты, а он самый главный и кругом молодец. Ну еще Микеланджело.

– Чем вам интересно участие в спектакле?

– Я люблю попадать в какие-то неожиданные пространства и сферы деятельности, мне это помогает преломлять свой взгляд.

– С точки зрения контекста постановка 2017 года отличается от прежней?

– Контекст всегда меняется, хотели бы мы этого или нет, даже когда нам провозглашают эпоху застоя, она все равно застоем не является. И 1970-е отличаются от 1980-х, как начало 2000-х от конца 2010-х, то есть времени, когда мы живем. Постановка стала динамичнее, живее, много появилось сценических движений. Если раньше это был молодой режиссер Василий Бархатов, то сейчас он приехал из-за границы, и все это приобрело вид серьезной большой работы.

– Не хотите в опере запеть?

– Нет, для этого я слишком стар.

Участие Шнура хоть и интересная, но все же приправа к самой опере Берлиоза, превосходно исполненной солистами Мариинки Сергеем Семишкуром в заглавной партии, Анастасией Калагиной (Тереза), Виктором Коротичем (Фьерамоска), Олегом Сычёвым (Джакомо Бальдуччи), Екатериной Крапивиной (Асканио), Геннадием Беззубенковым (папа Климент VII), хором и Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Кристиана Кнаппа.

Вера Степановская

Предыдущая статья

Народная воля

Следующая статья

Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Быть больным – это нормально...»