Культура

Балет-пьеса «Три товарища?». Жертвы, упрямство, фанатизм, или Ремарка по Ремарку

Ровно 10 лет назад на экраны вышел фильм Константинопольского «Кошечка», и мы услышали пронзительный монолог стареющей балерины Варечки в исполнении Михаила Ефремова. То, что могло показаться смешным, не казалось, потому что страшно слушать историю жизни женщины, единственный друг которой – украденный кобель по кличке Айседора Дункан. «Талант ничего не решает, – твердит балерина. – Жертвы, упрямство, фанатизм!» Об этом года три тому назад Валерий Тодоровский снял фильм «Большой» о служении божеству – балету. Это божество жестоко, ему можно поклоняться только через боль. Это божество безжалостно – оно немногим дарит возможность испытать триумф. А что после этого? Театр «Приют комедианта» раскрывает правду о эфемерном и кровавом искусстве.

Солист Мариинского театра и хореограф Юрий СМЕКАЛОВ уже давно свой на сцене этого театра – его версия самого знаменитого философско-фантастического романа Станислава Лема идет почти два года. В «Солярисе» Смекалов размышлял о вечном поиске человеком своих истоков, в новой постановке «Три товарища?» общечеловеческой моделью становится мир балета. В основе пьесы – три реальные истории танцовщиков одного из главных музыкальных театров, которые без купюр рассказывают об изнанке балетного мира. О внутренних барьерах и страхах. О борьбе с гравитацией. О вызове собственному телу. И о его предательстве.

В соавторах у Смекалова – Александр ЦЫПКИН, который в «Приюте комедианта» дебютирует как драматург. Пьеса и родилась из разговоров со Смекаловым о судьбе артистов балета. «Зритель, который приходит в Мариинский или в Большой театр, видит на спектакле верхушку айсберга, красивую витрину, за которой скрыты сотни судеб, прожитых жизней, удачных и трагических, “звездных” и безвестных. Мне захотелось о них рассказать. У пьесы, как мне кажется, нет какого-то конкретного морально-нравственного посыла или очевидного вывода. Это просто впечатление от услышанного».

Знак вопроса в названии, конечно, не опечатка. Ничего случайного на сцене не бывает. Ну, или не должно быть. «Три товарища» – одна из любимых книг Смекалова, которая, по его признанию, многое определила в характере. В оттепельные 60‑е эти слова могло сказать полстраны. «Ее читают в старых деревянных домах города и берут с собой, переезжая в новые дома, читают на стройках, – писал в своих знаменитых “Повестях о прозе” литературовед Виктор ШКЛОВСКИЙ. – Это книга о товарищах, книга о воле оставаться вместе, помогая друг другу; в ней потерянное поколение пытается защищаться». И что-то есть в том, что «Три товарища» возглавили рейтинг самых популярных книг среди обитателей печально известных «Крестов». Потерянным может себя почувствовать не только зэк, но и экс-танцовщик.

Александр Цыпкин: «Почему такое название? Юра увидел параллели в судьбе людей, которые не могут найти себя после войны, и балетных, приближающихся к окончанию карьеры. Я лишь добавил к названию вопросительный знак, так как для меня в тексте главным являются поступки каждого из трех друзей».

«Наш спектакль – это не Ремарк, – предупреждает Смекалов. – Это совершенно новое произведение, темы которого так или иначе перекликаются с романом. Представьте амбициозного человека в прекрасной форме, жадного до работы, которому в 38–40 лет предстоит начать все с чистого листа. Всю жизнь он прожил в вакууме профессии и балетного мира. Завершение карьеры и выход за пределы этого вакуума можно сравнить с тем, что чувствовали представители ремарковского «потерянного поколения». Как в этой сложной ситуации стать “товарищем” самому себе и найти силы взглянуть на свои возможности по-новому, переосмыслить свое положение, отыскать свое место и стать счастливым?»

«Типичная ситуация из жизни балетных: собеседник узнает, что ты балетный артист, и тут же начинает задавать множество вопросов. “А правда, что вы совсем не едите?”, “А действительно все парни в театре нетрадиционной ориентации?” и много-много чего еще. Нас зачастую воспринимают как непонятных существ, которые живут неземными категориями. Но ведь это совсем не так, – делится наболевшим Виктория ЛИТВИНОВА, артистка Большого театра и ассистент хореографа Юрия Смекалова. – Чем больше посвящаешь собеседника в истории закулисного мира, тем с большим интересом он задает новые и новые вопросы. Думаю, поэтому наш спектакль будет интересен зрителям. Мы честно и правдиво рассказываем истории из собственной жизни и жизни наших коллег, затрагиваем по-настоящему болезненные и важные вопросы, с которыми сталкивается каждый из нас. Как смириться с тем, что ты загнан в рамки и ограничен в способах самовыражения? Как преодолеть страх и выйти из зоны комфорта, попробовать что-то новое за пределами академического театра? Как быть, когда в 38 лет ты становишься пенсионером, который больше не нужен родному театру, а танец – дело твой жизни?»

Фишкой нового проекта станет коллаборация танцовщиков и драматических артистов. Но если Иван БАТАРЕВ и Антон ГУЛЯЕВ априори из драмы, то Виталий КУЛИКОВ «родом» из Академии русского балета им. Вагановой, как и Смекалов. Оба они служили в труппе Бориса Эйфмана. Так что нынешний ленсоветовец Куликов, по словам Смекалова, «идеальный артист для нашего спектакля». Итак, о чем же на самом деле молчит балет?

30 ноября, 1 декабря, 21, 22 января. Премьера балета-пьесы «Три товарища?».

Сценография Андрея Севбо, костюмы Сергея Илларионова, музыкальное оформление аранжировщика и композитора Влада Жукова.

В ролях: Юрий Смекалов, Виктория Литвинова, Александр Челидзе, Виталий Куликов, Антон Гуляев, Иван Батарев, Сабина Яппарова.

Екатерина Юрьева

Фото: Юлия Михеева

Предыдущая статья

«Обломов». История одного абсолютно счастливого человека

Следующая статья

Ударим биохакингом по мозгам