Город моей мечты - Петербург 2100

Импровизация как основа Вселенной

Петербург на своем веку повидал множество самых разных шоу, дивертисментов и представлений. Однако фестиваль «ПроТоАрт» стал беспрецедентным явлением даже по меркам культурной столицы.

22 и 23 июля гости ЦВЗ «Манеж» смогли лично оценить возможности импровизации как протоискусства, заглянуть в мир творцов и увидеть не только конечный результат, но и процесс сотворения художественных миров.

«Формируя программу и пространство фестиваля, мы полагались на художественную концепцию, – говорит художественный директор фестиваля Алексей Плюснин. – Мы представили, что наша планета терпит бедствие и необходимо срочно эвакуировать с Земли самое ценное. Но что же взять? Конечно, культуру как величайшее достижение нашей цивилизации. Правда, покидая планету, никто не будет брать с собой атомную станцию. Возьмут чертежи. Вот и мы, наполняя свой «космический ковчег», решили обратиться не к уже созданным произведениям, а к импровизации! Ведь импровизация присуща всей Вселенной, а значит, именно она позволит сохранить наше знание о том, как устроен мир, чтобы однажды рассказать об этом тем, кто нас услышит».

Впечатляющая история потребовала от создателей фестиваля изрядной изобретательности. Впервые в истории «Манеж» превратился… в настоящий звездолет! Все пространство выставочного зала условно поделили на зоны по типу настоящего корабля: шлюз, нижняя и верхняя палубы, кают-компания, рубка, носовая часть… В каждой части «звездного ковчега» развернулось свое, уникальное действо. Почти 200 участников (танцовщики, художники, скульпторы, музыканты) на протяжении двух дней создавали свои произведения в буквальном смысле на глазах у искушенной публики. Так, в зоне «ПроТоТеатр» актеры проекта Театр.doc в формате спектакля-импровизации вместе со зрителем размышляли о сути древних мифов, перенося их в рамки повседневной жизни. Зона «ПроТоИзо» дала возможность увидеть новые принципы современного искусства, которое рождается из импровизации одного или нескольких мастеров. В отсеке «ПроТоМузыки» два дня звучали сольные выступления и спонтанные импровизации от музыкантов из России, Австрии и США. Постичь азы пластического фристайла любой желающий мог совместно с Маргаритой Маркс (Германия), артистами театра «Синий Сарафан», театра OddDance и другими замечательными танцовщиками, работающими в жанре импровизации.

Про импровизацию в кино рассказал Михаил Трофименков, чья авторская программа собрала поклонников авангарда в зоне кинозала. Ну а обсудить все увиденное (от документальных фильмов с неожиданным финалом до трехметрового глиняного колосса, мандалы-компаса из цветного песка и будущего человечества вообще) пассажиры «корабля» смогли в пространстве «ПроТоСлово».

Отдельно стоит сказать о пространстве «ПроТоНауки». Визуальные метаморфозы, психофизиологические эффекты от взаимодействия с арт-объектами, интерактивные экспонаты и многое другое стоило испытать на себе лично! Именно в этом отсеке рождались и росли фрактальные деревья и фрактальная пирамида, увидеть которую можно было только с «прогулочной палубы» второго этажа.

Вообще, первый этаж оказался куда более насыщенным в плане хеппенинга. Погруженное в интимный полумрак, подсвеченное в основном самими же визуальными инсталляциями, пространство «нижней палубы» стало на время настоящей мастерской Создателей, камерной и в чем-то интимной. Поскольку творчество – в самом деле очень личностный процесс, некоторые мастера разместились в собственных «каютах» из картонных коробок (впрочем, подсмотреть за их работой можно было через специальные окна-иллюминаторы). Второй этаж стал зоной отдыха. Более светлый, наполненный воздухом, он оказался настоящей лабораторией для тех, кто ищет новые формы звучания и взаимодействия с миром (здесь расположились невероятные интерактивные инсталляции, с помощью которых можно было создать либо какофонию, либо, если удалось почувствовать партнера, гармонию).

Нельзя сказать, что синтез разных видов искусства – ноу-хау для современной культуры. Однако в данном случае «ПроТоАрт» не просто представил различные жанры, а поспособствовал их тотальной диффузии, смешав все звуки, краски и движения, сумев вовлечь зрителя в процесс творчества. Таким образом родился некий общий жанр, тот самый единый творческий протоязык, на котором говорят, говорили и будут говорить все творцы нашей планеты. А быть может, и не только нашей…

Наталья Белая

Предыдущая статья

Выборгский счет

Следующая статья

Кино. Прогноз на будущее. Тезисы