Город и горожанеИскусствоКультура

Как я ночевала в Манеже, вам и не снилось

 

 Поспать среди экспонатов музея? Похоже на странный сон. Но Манеж решил, что невозможное возможно, и устроил первую такую ночь еще в 2019 году. Этой весной с 8 на 9 мая избранная публика ночевала в Манеже уже в четвертый раз. С живой музыкой, среди классических скульптур. Даже пандемия не помешала: только спальники в метре друг от друга и все в масках. Ночь в Манеже…

 Текст: Вероника Захарова

Тринадцать спальников

Впервые в жизни я шла в Центральный выставочный зал со спальником, ковриком-пенкой, зубной щеткой и маской для сна. Правда, подав заявку и честно ответив на вопросы (почему хочу участвовать, чем увлекаюсь и т.д.), отбор я не прошла. Но смогла вписаться в проект «Ночь в Манеже» в качестве корреспондента журнала «На Невском».

Одна из организаторов ночи, Ольга, рассказала, что было более 100 заявок, но отбор прошли только 13 счастливчиков. Главное условие – совершеннолетие. Интересно все-таки: как отбирали?

– Просто читаешь заявку – и вдруг что-то ёкает внутри: понимаешь, что человек реально хочет быть частью Манежа, что ему это нужно. Ведь кому-то просто интересно испытать новые ощущения, а кто-то действительно горит идеей узнать, что происходит с выставкой, когда двери закрываются.

Вообще, поначалу это немного походило на собрание клуба анонимных сумасшедших. 13 мужчин и женщин пришли ночью на выставку, чтобы послушать экскурсовода, поиграть в игры на раскрепощение и поспать на холодном полу в центре зала одного из главных выставочных пространств Петербурга.

На деле пол оказался не холодным, потому что сотрудники музея постелили ковролин. И всё остальное уже не казалось таким уж безумством.

 

 Среди скульптур царило оживление

 

ночь в манеже

Однажды ночью в Манеже

 

Главным событием ночи стала экскурсия по выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». На ней было представлено более 150 экспонатов.

– Наконец-то в Манеже нет толпы, – говорит экскурсовод Марго. – Все-таки проводить ночные прогулки куда интереснее.

На время этой выставки Манеж превратился в имитацию Мариинского, Александринского, Эрмитажного и Михайловского театров. Со сценами, гримерками, условной оркестровой ямой и ариями из опер. Можно было разглядывать скульптуры и одновременно слушать Чайковского, а потом что-нибудь на итальянском.

Закончилась наша ночная экскурсия неожиданно. На втором этаже, где были выставлены работы экстравагантных скульпторов Голубкиной и Матвеева, нам предложили поставить спектакль.

Стать режиссером и актером на сцене если не театра, то хотя бы его инсталляции? Не каждую ночь тебе это предлагают. А главное – абсолютная свобода творчества: делай, что хочешь.

– Давайте сделаем постановку про судьбу Голубкиной! Только пусть не ей разобьют сердце, а она – мужчине. Такая феминистская повестка получится. А если она разобьет сердце женщине, тогда вообще в тренде будем.

Получилось, конечно, непрофессионально, но было ощущение, что все 150 скульптур (даже больше) с интересом наблюдали за нашей импровизацией.

 

Вне зоны комфорта

 

Скульптуры тоже не дремлют

 

По ночным ощущениям: ты как будто находишься где-то в панк-баре в компании друзей. Вы обсуждаете странные темы, понятные только вам, и болтаете до утра. А потом идете спать к тому, кто живет ближе всех.

– Раскрепоститься – одна из основных задач ночи, мне кажется. Ее участники выходят из зоны комфорта, ночуя на полу в компании незнакомых людей, поэтому момент раскрепощения очень важен, – говорит Ксюша, одна из организаторов театральной импровизации открытия ночи.

Игры на раскрепощение действительно сближают. Бейджики с именами все сняли через час-два: зачем они, если друг друга все уже запомнили. А нам еще спать вместе (в метре друг от друга, не забываем).

  

Музыкальный движ

В Манеже такая акустика, что позавидует даже «Олимпийский».  Если на втором этаже начать говорить, то услышит весь музей, даже посетители туалета в подвале. Это из-за большого пространства и высоких потолков. Музей устроен как хороший концертный зал, но концертов не видел. А первый раз у него случился этой ночью с группой «Трипинадва».

Подушки вместо стульев особо не понадобились – тело само поднимало тебя с пола и заставляло двигаться под  музыку. «Кашка на молоке», «Динозавр», «Велосипед»… Кто бы мог подумать, что в одном из лучших выставочных залов Северной столицы будут вживую исполнены треки с такими названиями. Тексты, кстати, еще интереснее. Но в этом весь Манеж. Он плывет на одной волне с молодежью и пытается этим привлечь их к искусству. А если строить из себя аристократов, то можно остаться в стороне.

– А почему «Трипинадва»? Это же значение «-1» на окружности.

– Серьезно? А я с 8-го класса, как тригонометрия началась, хотела создать свою группу и назвать ее как-нибудь так необычно, чтобы все запомнили. Нас трое, но вокалистки две. Вот как-то так и получилось.

Это мне сказала одна из участниц группы, которая потом подписывала открытки с изображением скульптуры Михаила Попова «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» фразой «Мир бесконечен. Все невозможное возможно».

 

 Проснулись друзьями

Улеглись мы только к трем часам ночи. В холле первого этажа. Каждый в своем спальнике. Никто не доставал телефоны и не фотографировал. Хотя почти все на выставке впервые. Просто поглощены «мраморными людьми» настолько, что не до историй в Инстаграм. Кто-то принес с собой подушку, кто-то домашний плед. Антураж волшебный: полутьма, из-за небольших лампочек на стенах скульптуры отбрасывают тени, откуда-то доносится Моцарт, а мы делимся впечатлениями.

– Манеж – это как бы контактный зоопарк. Только общение здесь между человеком и искусством. С помощью инсталляций, музыки и атмосферы.

Это слова одной из волонтеров. В октябре 2020-го она уже была посетителем ночи. Поняла, что второй раз участницей может не пройти, и пошла в волонтеры.

– Самое классное, что это раскрепощает. Мы взаимодействуем с незнакомыми людьми, проводим с ними всю ночь. И классно, что никто не рассказывает о себе: кто он, откуда приехал, кем работает. Ты узнаешь человека по тому, как он ведет себя здесь. Без ярлыков и каких-либо ожиданий. И вы сближаетесь.

А это мне сказала моя соседка по спальнику часа в 4 утра. Я только тогда узнала, что она математик с тремя детьми, двумя высшими и одним мужем.

… Мы проснулись в Манеже 9 мая от звуков парада. Встали, будто ничего особенного не происходит, и направились завтракать, как старые друзья.

 

 

Больше о выставке  «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» читайте в нашей статье

Что вас ждет еще в ЦВЗ Манеж

Предыдущая статья

Друзья мои, прекрасен был Союз?

Следующая статья

Михаил Булгаков. По следам Мастера