Выставка «Пушкинская-10. Ковчег XXI века» Нонконформизм
Выставка «Пушкинская-10. Ковчег XXI века» Пушкин посетил Манеж вместе со сквером
Центральный выставочный зал «Манеж» оделся в кричащий красно-белый. Цирк приехал? Ярмарка намечается? Нет, открывается выставка «Пушкинская-10. Ковчег XXI века». На ней представлено движение неформального искусства, берущее свое начало в Ленинграде 1940-х. Это самый яркий, вдохновляющий и бурлящий период творчества. И, как ни парадоксально, очень свободный.
Нонконформизм в горошек
«Пушкинская-10. Ковчег XXI века»
Искусство в контейнерах
Входишь – и видишь какие-то яркие строительные бытовки. Так необычно оформлены выставочные блоки. По замыслу архитектора экспозиции Сергея Падалки, они символизируют грузовые контейнеры, в которых приехали экспонаты. В эти контейнеры «упаковано искусство». Упакована лишь малая часть того, что теперь является собственностью «Манежа». И тут важно сказать о событии, которое предшествовало выставке. Коллекция «Товарищества «Свободная культура» (арт-центр «Пушкинская-10») передана «Манежу» в дар, а это уникальное собрание из более чем 5000 работ. Было несколько условий передачи, выдвинутых дирекцией «Пушкинской-10». Первое – передача собрания единым неделимым лотом. Второе – устроить выставку в Манеже, что, собственно, и сделано. Показать все работы не представлялось возможным (это гигантское количество), поэтому выбирали по принципу: самые яркие образцы самых ярких художников. И получилась одна из самых жизнерадостных и креативных выставок на этой площадке.
Ленинградский креатив
Эти ребята очень смелые
По залам-контейнерам журналистов провела директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков Марина Джигарханян. Она помогала не запутаться в море неформальных объединений и союзов Ленинграда-Петербурга: сквот на Пушкинской, 10, Арефьевский круг, Газаневщина, ТЭИИ, круг Стерлигова, Митьки. И не десятки, а сотни имен художников. Здесь и представители ленинградского андеграунда 1960-х, нонконформисты 70-80-х, приверженцы пластического эксперимента, художники арт-практик 2000-х. Многие неформалы в советские годы были, как ни странно, членами Союза художников, другие были из него изгнаны, третьи не растерялись и создали свои альтернативные объединения. Все они, по словам Марины Джигарханян, «были смелые ребята».
Вадим Воинов. Недомашние пельмени
Мы разные, но мы вместе
А еще важно, что они были вместе, «не топили» другу друга из-за творческой ревности, а, напротив, поддерживали. Иногда кто-нибудь заприметит, что скромный преподаватель кружка рисования из российской глубинки – настоящий самобытный художник, и вытаскивает его в Ленинград, в свою тусовку на Пушкинской, 10. И все радовались за товарища. Вот Юрий Нашивочкин, которого называют гением русского авангарда. В 60-х он работал преподавателем кафедры живописи в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт) и одновременно вел кружок в Ленинградской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Он разработал уникальные методики, которые давали незрячим детям заниматься изобразительным творчеством.
«Русский Матисс» Геннадий Устюгов из художественной школы был отчислен за увлечение импрессионизмом. Работал слесарем, сварщиком, маляром, грузчиком. Сегодня его работы хранятся во многих частных российских и зарубежных музеях. Сейчас художнику 87, и он живет в психоневрологическом интернате в Зеленогорске. Что ни имя, то легенда. Что касается железного занавеса, тут у Марины Джигарханян мнение однозначное: все были в курсе, что происходит извне. Ну, не было абсолютной изоляции. Да и свой собственный ленинградский творческий котел бурлил и выдавал креатив, без оглядки на заграницу.
Владимир Яшке. Зинаида Морковкина повстречала моряка дальнего плавания
При чем здесь Пушкин?
Без Пушкина ни одна творческая затея не обходится. Вот и неформальное товарищество ленинградских художников появилось в 1982 году не без его участия. По легенде, Юрий Рыбаков и Сергей Ковальский в 1989 году сидели в маленьком скверике на Пушкинской улице и рассуждали о том, где же найти место для выставок. Уже несколько лет художники, не вписавшиеся в соцреализм, пытались получить от властей статус профессионалов и право на проведение выставок, но тщетно. «Александр Сергеевич стоял-стоял на своем постаменте, – вспоминает Юлий Рыбаков, – потом ему надоело. Он повернулся к нам, отругал, показал рукой на дом и сказал: «Это ваш дом, идите». Следуя указанию, друзья нашли на Пушкинской, 10 расселенный для капитального ремонта огромный пустой дом. Через две недели его и заняли поэты, скульпторы, музыканты и актеры. Из него и вышло неформальное искусство, ставшее известным всему миру. Сегодня арт-центром «Пушкинская-10» управляет региональная общественная организация Товарищество «Свободная культура». Вот почему в самом начале экспозиции зритель попадает в тот самый сквер на Пушкинскую улицу и видит тот самый памятник Пушкину. Тот, да не тот. Пушкин наряжен в красное в белый горошек – до такого не додумался бы и самый смелый последователь Малевича. У некоторых наступает культурный шок. Хотя «солнце русской поэзии» сыграл в зарождении движения неформалов свою фантасмагорическую роль. Вот теперь и отдувается. Ну, а белые круги на красном – это не «цирк приехал», так трансформировал цвета флага «Пушкинской, 10» господин-оформитель Андрей Хлобыстин.
Александр Фисун. Вокзал
Справка:
На выставке представлено более 400 работ – живопись, графика, скульптура, арт-объекты, фотография, звуковые инсталляции. Каждые выходные в пространстве экспозиции будут проходить концерты рок-музыки, джазовой и экспериментальной музыки. Будут внутри этой выставки и временные выставки, а также лекции, экскурсии, творческие встречи. Выставка продлится до сентября.
Выставка «Пушкинская-10. Ковчег XXI века» Нонконформизм
Новости культуры и искусства : по ссылке…