Фестиваль Литература и кино
Фестиваль Литература и кино Приз за лучшую мужскую роль завоевал Олег Кочетов, сыгравший в сериале «Загадай любовь»
Международный фестиваль «Литература и кино» в Гатчине уже сам по себе удивительный, потому что в нем участвуют только экранизации литературных произведений. Но каждый раз он умудряется преподносить зрителям какие-нибудь приятные сюрпризы. Вот и юбилейный 30-й без них не обошелся.
Текст: Светлана Мазур
Фото: пресс-центр фестиваля
30-й фестиваль «Литература и кино»: призы и сюрпризы
Как хорошо быть сериалом
Главный сюрприз – появление в конкурсной программе сериалов. На фестивале «Литература и кино» этот жанр был представлен впервые и, надо сказать, выглядел достойно, свежо и молодо. Даже приз за лучшую мужскую роль завоевал актер молодежного сериала «Загадай любовь» Олег Кочетов. Режиссер Ольга Акатьева экранизировала одноименный роман популярного подросткового автора Аси Лавринович и одну из главных ролей доверила Олегу – между прочим, пока еще студенту Московской театральной школы Олега Табакова.
Фестиваль Литература и кино
А вот приза за лучшую женскую роль была удостоена знаменитая и давно уже многими любимая Виктория Толстоганова – фестивальное жюри высоко оценило ее работу в картине Ирины Волковой «Вера». Это не сериал, но тоже что-то новенькое – неожиданное прочтение той самой повести Галины Щербаковой, по которой когда-то давно был снят фильм «Вам и не снилось».
Лучшим сериалом признали «Плейлист волонтера» режиссера Максима Свешникова. Его герой в исполнении Ивана Янковского еще молод, но уже успел разочароваться в жизни. Однажды он случайно попадает в поисково-спасательный отряд и становится волонтером. Занимаясь поиском пропавших людей, пытается найти себя.
Фрагмент афиши сериала «Плейлист волонтера»
Интересно, что в основе этого проекта – реальная история журналиста и писателя Артёма Ляшенко: он четыре года участвовал в поисково-спасательных работах известного отряда «ЛизаАлерт» и посвятил им свой роман. Правда, опубликовал его под псевдонимом Мршавко Штапич – все-таки это художественное осмысление волонтерской жизни, а не документальное.
Льюис Кэрролл в Зазеркалье
Хотя вот что любопытно: документальные фильмы становятся всё более художественными. Не случайно на фестивале «Литература и кино» игровые и неигровые картины на равных конкурируют в одной номинации – «Лучший полнометражный фильм». И в этом году победило кино неигровое – жюри единодушно признало лучшим фильм Татьяны Соболевой «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там». Оригинальный, непосредственный, увлекательный и концептуальный.
Основная идея такая: свою «Алису в Зазеркалье» Кэрролл написал после путешествия по России, которая и стала для него своеобразным Зазеркальем, где уживаются несовместимые вещи. Об этом свидетельствует его «Русский дневник».
Кстати, Кэрролл всего лишь раз выезжал за пределы Англии – только летом 1867 года и только в Россию. Вот как он описывает свое первое впечатление от Петербурга: «Всё удивительно и ново вокруг. Необычайная ширина улиц (даже второстепенные шире любых в Лондоне), крошечные дрожки, бешено шныряющие вокруг, ничуть не заботясь о безопасности пешеходов… огромные и яркие вывески магазинов…» Его восхищают благородные пропорции «удивительного града», архитектура, Эрмитаж. Не меньше поражает и Москва с «огромными позолоченными куполами церквей, где, словно в зеркале, отражается перевернутый город», и Воробьевыми горами, откуда впервые смотрел на город Наполеон. Побывал он и в Нижнем Новгороде, и в Вышнем Волочке.
Так вот, в фильме два молодых кукольника, прочитав дневник писателя, повторяют его российский маршрут. В пути у них рождаются сюжеты и герои будущего представления, тут же из подручных материалов на глазах у изумленных зрителей создаются куклы, Зазеркалье обретает реальность.
Фрагмент афиши документальной картины «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там»
Но у кукольников обнаруживаются разные взгляды на принципиальные для обоих вещи – и судьба их спектакля остается под вопросом.
Сказка про Пушкина под санкциями
В год 225-летия Пушкина на фестиваль приехали аж три анимационных Александра Сергеевича. Один из них – полнометражный мультфильм. Называется «Пушкин и… Михайловское. Начало» (режиссер Екатерина Гаврюшкина).
Известный петербургский художник Игорь Шаймарданов уже больше двадцати лет рисует поэта, а в этом проекте выступил художником-постановщиком: именно его картины легли в основу анимации.
Фрагмент афиши анимационного фильма «Пушкин и… Михайловское. Начало»
И на экране появился совершенно незнакомый Пушкин – герой волшебной сказки, в которую превратилась хрестоматийная быль. Молодой поэт оказывается в деревенский ссылке, находится под санкциями, ему непросто, он должен пройти множество испытаний. Вместе с няней Ариной Родионовной они переживают трогательные и забавные приключения, основанные на сюжетах пушкинских стихов. Такая вот занимательная история литературы.
Гран-при от Куприна
Главного призера фестиваля жюри выбирало из 56 фильмов, представленных на конкурс.
Президент фестиваля актер Владимир Литвинов и председатель жюри писатель Сергей Шаргунов
В результате Гран-при кинофестиваля – «Гранатовый браслет» – в этом году получил фильм Бориса Хлебникова «Снегирь». Это вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания», который впервые был опубликован в 1969 году в журнале «Новый мир».
Объявляя победителя, председатель жюри писатель Сергей Шаргунов сказал про знаковость и современность «Снегиря», несмотря на полувековую разницу во времени. Отметил правду жизни, построенную на честных, страстных диалогах: «И получилась мужественная, страшная и на самом деле очень добрая история про взаимовыручку, про испытания, про место подвигу в нашей жизни. При этом без всякой фальши и напыщенности».
Режиссер «Снегиря» Борис Хлебников не смог приехать в Гатчину, но сохранилась фотография его пребывания здесь в 2007 году – тогда он входил в жюри конкурсной программы «Дебют». На снимке запечатлен с генеральным директором 13-го фестиваля Генриэтой Ягибековой и поэтом Максимом Лаврентьевым.
Поэт Максим Лаврентьев, Генриэта Ягибекова и Борис Хлебников (справа). 2007 г. Фото Фёдора Полевого
Генриэта Карповна – личность легендарная. Это она в 1995 году, когда рухнул кинопрокат, распалась связь времен, а российское кино влачило жалкое существование, умудрилась создать уникальный фестиваль экранизаций, который нынешним летом прошел уже в 30-й раз.