История

Женский вопрос

Красотка из палеолита

Говорят, что матриархата на самом деле не было. И всякие там амазонки – это миф. Можно сказать, фрустрация женщин. Но если все же матриархат был, то символом его можно считать доисторические статуэтки женщин, которые ученые назвали палеотическими Венерами.

Вот такую красотку из оолитового известняка нашли в 1908 году близ местечка Виллендорф в Вахау, что в Австрии. За что она и получила имя Венеры Виллендорфской. 11-сантиметровой мадам почти 30 тысяч лет, и она весьма неплохо сохранилась. Кто она и ее подруги – тучные, низенькие, коротконогие дамочки, столь далекие от современных мужских идеалов? Вот именно, говорят некоторые спецы, о таких упитанных женщинах мечтал противоположный пол до Ноева ковчега. Мол, хорошей женщины должно быть много. Вспоминаются размышления гоголевского Чичикова о полноте, правда мужчин, но все же взгляд здравого человека до ХХ, анорексичного века: «Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно…»

Однако о палеотических Венерах. Итак, кто-то предполагает, что эти фигурки – материализация идеала, кто-то – что это образ матери-богини, хранительницы домашнего очага (как-то сомнительно при такой… ммм… женской телесности). То ли дело представить себе такую Венеру символом плодородия, плодовитости или просто женской сексуальности. И доказательство тому гипертрофированные половые признаки. Но есть куда более экстравагантная версия, что это древняя секс-кукла! Не случайно фигурки маленького размера – чтоб умещались в ладони, не случайно в музеях хранятся отполированные грубыми мужскими руками экспонаты. Не случайно у палеотической Венеры закрыто лицо или она, бедняжка, и вовсе без головы – до лица ли в сексуальных играх? Но – держитесь! – согласно этой гипотезе, фигурки делали сами женщины (видимо, по собственному образу и подобию). Зачем? Когда дамы выбирали себе подходящего мужчину, отставному кавалеру вручали фигурку – для утешения.

Там, где рулят женщины

И вновь о матриархате. Ладно, пусть антропологи говорят, что ничего подобного не было и в мире всегда рулили мужчины. А матриархат – это лишь кабинетная фантазия ученых XIX века. Участь же женщин испокон веков была Kinder, Küche, Kirche, то бишь дети, кухня, церковь. Только вот что делать с народностями, у которых и сегодня правит матриархат?

Тонкие нюансы женского правления

Обществ этих, что и говорить, мало, но они есть! И для 21-го века достаточно. Все они, конечно, на периферии нашего внимания (а напрасно, кстати). Главное: у этих народностей всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом.

Есть аканы, живущие в республиках Гана и Кот-д’Ивуар. Есть индейское племя брибри, самые бедные в Коста-Рике люди, но неужели из-за того, что в их домах главная – женщина, и только она имеет право варить священный напиток какао? В Индии – гаро и кхаси. И последние, кстати, однажды, почти 30 лет назад, попытались поднять бунт против женского самоуправства. Безуспешно. По Сахаре кочуют туареги, у которых женщины пользуются неограниченной свободой выбора сексуального партнера, а мужчина после достижения совершеннолетия обязан носить лицевое покрывало. Даже дома, когда ест и спит. В Индонезии живут минангкабау. Их разведенные и неженатые мужчины живут в общинном доме, а женатые живут у мамочки, к законной жене приходят под покровом ночи и ранним утром ее покидают. И только шаман имеет право владеть собственной землей, своим имуществом.

А в Китае, недалеко от восточной гряды Гималаев обитают мосуо, доведшие ночной гостевой брак до совершенства. Здесь никто не клянется в верности и в вечной любви. Здесь не знают слов «измена, неверность, муж, отец», наконец, «брак». Девушка лет с 13 получает ключ от собственной комнаты и право принимать у себя мужчин. Разных. Так что матери порой не знают, от кого зачат ребенок.

Во саду ли, в огороде…

Но пальму первенства, пожалуй, стоит отдать народу наговиси, живущему в Южном Бугенвиле в Папуа – Новой Гвинее. Итак, пять фактов, которые стоит знать об удивительных наговиси.

Основа их жизни – сады и огороды.

Главное в мужчине не внешность, ловкость и сексуальность, а садово-огородные навыки.

Никаких «горько» вы там не услышите – свадебных церемоний у наговиси нет. Законность брака определяет одно – сколько времени проводят мужчина и женщина, обрабатывая участок. Принадлежащий, естественно, женщине. Кстати, брат, дядя или просто знакомый не имеет права помогать женщине. Только свой мужчина.

В саду мужчина используется как рабочая сила – только женщина разбирается в том, что, где и когда сажать. Мужчине стыдно просить помощи у других – это рассматривается как крах его мужественности.

Если пара ссорится, муж не имеет право принимать пищу из сада своей жены. Чтобы не умереть с голоду, ему приходится возвращаться в родную деревню. Родственники ведь всегда накормят.

Женщины имеют последнее слово во всех вопросах, касающихся использования или передачи имущества. Мужчина имеет лишь право посоветовать. И тихо умолкнуть, когда его женщина скажет «цыц».

И женщины и мужчины наговиси – индивидуалисты. Они не любят вождей и общинных усилий. Короче, коммунизм там точно не случится.

Предыдущая статья

Вызовы человечеству

Следующая статья

Война полов