PRO-ВзлЁт

Ирина Хакамада. Дайвинг по жизни

Кандидат экономических наук, писательница, общественный деятель и один из лучших бизнес-тренеров страны Ирина ХАКАМАДА убеждена: женщине легче победить в эпоху перемен.

– Ирина Муцуовна, по данным Grant Thornton, России принадлежит мировое лидерство по доле женщин на высших должностях в бизнесе. Признаться, парадоксальная информация. Неужели действительно лидируем?

– В России экономика точечная, и базируется на крупнейших сырьевых и добывающих госкорпорациях. А там женщины не лидируют точно. Если брать малый и средний бизнес, который захватывает минимальные свободные рынки, то, пожалуй, да, женщины выходят вперед.

– Чем вы можете это объяснить?

– Я думаю, это связано с падением доходов и с тем, что в принципе молодежь сегодня понимает: сесть на шею мужчине, который много зарабатывает, шансов мало. Потому что, во‑первых, мужчин в России меньше и женщины находятся в тяжелой конкуренции. А во‑вторых, новое поколение перестает воспринимать архаичные традиционалистские ценности. И поэтому молодые мужчины лет 30 ищут в качестве жены девушку умную, активную, которая интересуется самореализацией, а не содержанку.

– Но при этом, допустим, в Японии в роботов, работающих консультантами в магазине, встроены голосовые помощники с женскими голосами. Некоторые видят в этом своего рода сексизм, мол, функция женщины – обслуживать.

– Ну, я думаю, что сексизм видит минимум, а максимуму людей приятно слышать женский голос, потому что женщине инстинктивно доверяют больше. Это заложено природой: самцы конкурируют, а женщины ласкаются и притягивают. Так что это естественный маркетинговый ход.

– Стоит ли в принципе говорить о гендерных различиях в стиле менеджмента?

– Меня не интересует гендерное различие, Я не феминистка, не борюсь за то, чтобы все были формально равны. И принимаю тот факт, что равноправие есть, а равенства нет. И никогда не будет. Потому что физиологически, психологически мы разные. У нас разная нервная система. Очень часто разные рефлексы, связанные с разной половой функцией. С тем, что женщина генетически несет большую ответственность за детей. Поэтому уравнять нас невозможно, так же, как невозможно заставить львов охотиться, а потом делиться добычей с другими львами. Но когда искусственно ограничивают права, мол, «ты, баба, ты неэффективна», вот это уже несправедливо, это нарушение законов гражданского демократического общества. Вне зависимости от пола каждый имеет право на максимум реализации.

– На ваш взгляд, в чем сила женщины-предпринимателя? Что она привносит в исторически управляемый мужчинами мир?

– Понятно, что бывают исключения из правил, но в принципе женщина тоньше понимает человеческий мир в целом. Она больше способна к переговорам, она лучше «сканирует» оппонента. У нас интуиция круче. Мы позвоночником чувствуем, что дело плохо, проект надо продавать. На деловых встречах она спорит не ради спора, а чтобы действительно найти какую-то точку опоры. Женщина более гибкая и мобильная в своем мышлении. Среднестатистическая женщина в России меньше страдает снобизмом и, чтобы держаться на плаву, готова пойти на понижение статуса. Для мужчины это катастрофа, а для женщины нет, потому что главная ее программа – вырастить детей. Она не стремится к самоутверждению, к бесконечному доминированию. Мужчине интереснее влезть на вершину и сказать: «Я победил». А женщине в большей степени хочется укреплять дом, а не свой авторитет. Женщины конкурентоспособнее – мужчин меньше, за личное счастье приходится бороться. Это как закон природы. И если уж женщина пошла в бизнес, она хочет его постичь и создать что-то хорошее.

– И в конце концов мы придем к матриархату.

– Да, такой тренд есть. Еще десять лет, и женщины будут везде. И связано это с тем, что борьба за деньги, за социальные позиции в условиях информационного потока и непредсказуемости приводит к выгоранию. А женщина лучше мужчины генетически приспособлена к тому, чтобы не выгорать, а балансировать свое нервное состояние, свое тело и свой интеллект. И в этом плане женщина, конечно, начинает доминировать. Но, с другой стороны, она пока что не доминирует с позиции креатива. Все самые мощные ИТ-проекты созданы мужчинами. Так что мужчины, выгорая, двигают цивилизацию вперед, а более сбалансированные женщины закрепляют пробитые мужчинами новые позиции. Все гармонично.

– Чем в первую очередь должна овладеть женщина, которая решила стать боссом?

– Здесь я опять же не делаю никаких гендерных различий: если хочешь добиться успеха в бизнесе, необходимо научиться деловой интуиции. Это сочетание абсолютного рацио с абсолютным иррациональным. Через рацио вы даете мозгу задание. И специальными методами, через воображение, это задание загружаете в подсознание. А потом рационально из подсознания вытаскиваете готовое решение. В этом случае ваше подсознание выдаст вам больше информации, чем вы имеете, опираясь только на опыт. Этому можно научиться, и в 21‑м веке, в условиях турбулентной непредсказуемости это – единственный способ чувствовать тренды, а не только пытаться их планировать.

Вот вам пример. В Гонконге многие русские предприниматели инвестировали в развитие сфер, связанных с туризмом. В рестораны, в производство сувениров, каких-то сладостей. Кто мог предсказать, что там начнется эта битва, которая длится уже больше трех месяцев и в результате которой поток туристов сократился в разы (речь идет о многотысячных уличных акциях протеста против вступления в силу закона об экстрадиции преступников на территорию материкового Китая. – Прим. ред.)? Рухнуло все. В этом случае и нужна деловая интуиция. И мужчины и женщины у нас не умеют коммуницировать. Вернее, так: женщина умеет общаться, но не умеет анализировать полученную информацию, а мужчина анализировать любит и умеет, но не умеет общаться. А во время турбулентности искусство коммуникации очень ценно для бизнеса.

Надо быть готовым к любому вызову. Иначе никак в хаосе, в этом формате, в котором пребывает современное общество. Пугаться не надо, хаос – вовсе не беспорядок, а другой уровень порядка, где нет однозначности в действиях, а значит, возможно все. Хаос предполагает, что есть не только черное и белое, но и третье. Поэтому институты лидерства сегодня меняются – правила игры совсем другие. Надо быть готовым экспериментировать с собой, быть гибким, не мыслить какими-то устоявшимися паттернами, выученными на тренингах топиками. Сегодня этот метод уже не работает. Хочешь добиться успеха – будь человеком-волной, который все время в процессе познания, в процессе принятия решений. Если мы мечтаем о квантовом компьютере, то это возможно будет, когда наше мышление станет квантовым. То есть не переход с одной точки на другую, не перескакивание, а бесконечная волна.

– А как же традиционная модель, которую постулируют японцы: вначале набираешь знания, потом эти знания отдаешь миру и, наконец, приходишь к этапу созерцания?

– Кончились все традиционные модели. Дети уже другие. Шестилетних детей даже их тридцатилетние родители не понимают. Они иначе мыслят, чем мы. Природа позаботилась о них. И это нам, взрослым, если мы не хотим остаться за бортом, надо научиться быть созерцателем и одновременно что-то делать. Об этом еще древние мудрецы, кстати, говорили: «Двигайся к своей цели, не двигаясь».

– Как этому научиться?

– Прийти ко мне на лекцию и взять в руки книжку «Дао жизни». Научиться этому нельзя, но можно попробовать взять проводника. И это не тот, кто скажет вам: «Делай так». А тот, кто даст связку ключей, а вы уже сами будете подбирать нужный ключ и открывать нужные двери.

13 ноября Ирина Хакамада проведет в петербургском концертном зале «Колизей» мастер-класс «Дао жизни: три шага к успеху в эпоху перемен». Это авторская коллаборация восточной философии, западных бизнес-подходов, российской культуры модерна и постмодерна. На мастер-классе будут подняты темы: критерии успеха, качество личности в ХХI веке, методы формирования суперличности, навыки и умения качественной личности, как повысить самооценку и убрать страхи, как избавиться от перегрузок и депрессии. И, наконец, как найти путь к себе.

Елена Боброва

Предыдущая статья

Бродвейский хит «…ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК» впервые в Петербурге.

Следующая статья

Честная косметология