Будущее

Петербург-2100. Happy new city

В «Точке кипения», на площадке преобразованного в креативное пространство Ленполиграфмаша, прошла первая международная конференция In The City. Более четырех тысяч молодых людей слушали лекции про умный город, принимали участие в дискуссиях и конкурсах. Эксперты прибыли из столицы и из заграницы.

IQ города

Жизнь заставит города поумнеть, чтобы не остаться на обочине прогресса. Smart City предполагает повсеместное использование сенсоров и датчиков, и коэффициент городского интеллекта, видимо, будет равен их количеству. Они примутся за постоянный мониторинг всего – состояния зданий, механизмов и прочих городских объектов. Но те же датчики, образующие умную инфраструктуру, будут отслеживать и поведение каждого человека. Станет доступной абсолютно любая личная информация горожан. «Гугл» и «Фейсбук» узнают нас лучше, чем мы сами, вплоть до частоты сердцебиения. Как говорится, всё под контролем и все под колпаком. «Главными должны оставаться люди, а не датчики, – считает Франческа Бриа, директор по технологиям и инновациям в городском совете Барселоны. – Нужно создавать умный город вместе с жителями. Обязательно вовлекать их во все изменения, потому что иначе образуется среда для привилегированного слоя населения, а город должен быть комфортным для всех». На лекции Франчески был аншлаг. Так же как и на дискуссии об эволюции идей Smart City в российском контексте.

– Готовы ли россияне жить в умном городе? – спросили из зала.

– Знаете, мы в «Стрелке» очень активно работаем с горожанами, проводим исследования, спрашиваем, чего они хотят. Как правило, они хотят более комфортных городов, более высокого качества городских услуг и сервисов, – ответил Максим Исаев, специалист КБ московского Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Кстати, именно «Стрелка» стала хедлайнером конференции и подготовила ее программу. Она занимается образовательно-просветительской деятельностью в сфере городского развития, объединяя международную экспертизу и российский опыт. Специалисты-стрелочники проводят любопытные исследования: определили, какие места в Москве интересны москвичам, а какие туристам (например, из двух Арбатов приезжие выбирают Старый, а москвичи Новый), создали интерактивную карту психологического климата трех московских районов, выяснили, что две трети жителей столицы почти никогда не выезжают из своего района. И все эти данные визуализировали. Вообще, визуализация Big Data (больших данных) стала чуть ли не главной темой конференции. В ее обсуждении приняла участие и Анна Баринова, руководитель проектов в Urbica. Urbica – это команда дизайнеров, картографов и аналитиков из Москвы. С помощью Big Data они решают реальные задачи. Например, проанализировали передвижения москвичей: каким транспортом пользуются, где садятся, где выходят и так далее. И визуализировали эти данные в формате карты. Получились не банальные таблицы сведений, а исследовательский инструмент, который позволил департаменту транспорта видеть перемещения людей по городу как единую картинку. Это помогло московским транспортникам запустить новые маршруты.

Аналитики больших данных становятся все востребованней. Это сложная профессия – на стыке математики, программирования и социологии. А еще визуализация Big Data породила профессию медиахудожника. По крайней мере, москвичка Татьяна Плахова позиционирует себя именно так. Она занимается художественной инфографикой, ее видеоролики, созданные на основе больших данных, превращаются в произведения искусства, и уже не важно, какая информация в них зашифрована.

Хайповые коммуналки

Да что там профессия – возник новый социальный класс. Прекариат (от латинского precarium – «нестабильный, негарантированный») пришел на смену пролетариату. У него всё постоянно временно – например работа. Он предпочитает не владеть собственностью, а снимать квартиру, арендовать машину или ездить на такси. Не создает семью, потому что не желает обзаводиться хозяйством. И является приверженцем экономики совместного потребления. Она нынче в тренде, о ней шла речь на встрече с представителями «Яндекс.Такси». Креативный директор Мария Бриш и промышленный дизайнер Борис Тарасов рассказывали о том, как современные сервисы меняют все – от повседневных привычек до промышленного дизайна.

Мария. Предполагается, что брать в аренду какой-то продукт иногда выгоднее, чем этим продуктом обладать. Думаю, коворкинг в Петербурге не новый термин. Одно рабочее место там обходится дешевле, чем снимать офис для компании, оплачивать, обслуживать.

Борис. В плане каршеринга ситуация абсолютно такая же. С ним мы забыли про то, что машина может быть не заправлена, что нет навигации и не висят какие-то штуки на лобовом стекле. Нам стоит только сесть в машину, которую заранее прогрели. 25 процентов жителей крупных городов допускают отказ от личного автомобиля.

Мария. Еще один пример – коливинг. Сожительство. Сейчас в мире оно приобретает новый смысл. Это дом, в котором есть небольшое отдельное пространство (комната или несколько) и большое общественное – кухня, столовая, библиотека, химчистка, спортзал. Качество жизни там выше, аренда жилья ниже.

Борис. На мой взгляд, будущее, к которому мы движемся, рациональное и правильное. Люди не должны думать о быте.

Между прочим, в Петербурге есть не только коворкинг и каршеринг, но уже даже и коливинг: не путать с обшарпанными коммуналками или заброшенными сквотами. Имеются в виду огромные отремонтированные квартиры в историческом центре, в которых проживает творческая молодежь. Такой формат коммуналки объединяет людей по интересам. Наверное, в новую экономическую модель совместного потребления удачно впишется беспилотный автомобиль.

Место встречки изменить нельзя

– Согласитесь, что люди как биологический вид очень плохо водят тачки. Возможно ли такое будущее, в котором людям не нужно будет вообще водить? – поинтересовалась девушка из публики.

Мария. Беспилотный транспорт возможен только в суперразвитой цифровой среде. Только в умном городе.

Борис. Таком, как Иннополис. Город, который построен вокруг университета. Он является олицетворением современных технологий. Живут там в основном студенты и разные разработчики.

Иннополис  – самый молодой город страны. Три года назад он появился под Казанью и должен стать центром российской IT-индустрии. В Иннополисе создаются и тестируются информационные технологии. Вся жизнь там вертится вокруг университета: говорят, он бывает открыт и по ночам. А посетителей кафе после бессонной ночи встречает надпись «Доброе утро, гении». Их там выращивают. Не случайно Иннополис стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотным авто для повседневных поездок. Правда, пока в салоне постоянно находится инженер-испытатель.

– Я недавно была в Иннополисе и видела беспилотный автомобиль. Он ехал со скоростью 40 километров в час. И вот мне интересно: это тестирование или он так всегда будет ездить? – автомобильная тема явно больше интересовала девушек.

Борис. Наш беспилотник ездит ровно с такой скоростью, с которой можно передвигаться в городе. Там стоит знак, который лимитирует движение. Есть классная история по поводу Иннополиса. Ночь. Едет беспилотник. За рулем никого. Но есть человек, который просто следит за системой. Машина вдруг останавливается. Человек смотрит по сторонам: что произошло? И видит картину, как два велосипедиста по встречке едут прямо на него. Без опознавательных знаков, без фонариков. И увидел он их, только когда машина остановилась… Конкретно в нашем беспилотном автомобиле есть две группы сенсоров – как чувства человека. Камеры, радары и лидары. Они меряют разные параметры, а потом сопоставляют. Радар сканирует пространство на расстоянии и измеряет динамику перемещения объектов. Камеры – это то, что видит машина вокруг себя. Самую исчерпывающую информацию дают лидары – это система лазеров в такой маленькой баночке, которая стреляет вокруг себя…

Мария. В Сколкове тоже работает «Яндекс.Такси» с беспилотником – можно приехать, с помощью приложения вызвать и прокатиться.

Новые горожане – мятые воротнички

На конференции не только говорили, но и творили. Объявили грантовый конкурс In The City. Почти 50 студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры и молодых специалистов от 18 до 35 лет приняли в нем участие: предлагали технологические решения, которые могут изменить качество жизни в городе. Например, сделать Неву совсем чистой, создать мобильное приложение для удобства взаимодействия ЖКХ и жильцов. Победителем стал проект «Добрососедская рекламная сеть». Авторы планируют создать партнерскую сеть для малого и среднего бизнеса путем выявления социальных латентных связей между заведениями на локальном уровне, что позволит им увеличивать взаимную выручку. В качестве гранта команда получила 150 000 рублей на развитие идеи. Откуда деньги? Видимо, из «Газпром нефти», организатора конференции. Оказывается, есть такая программа социальных инвестиций «Родные города», и компания помогает горожанам реализовывать креативный потенциал. Может, и нашему городу поможет.

«Петербург – город, где сочетаются интеллект и технологии, – отметил Иван Филиппов, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга. И согласился с большинством спикеров, которые говорили о важности сбора, открытия и анализа данных: «Только так получится принимать правильные управленческие решения и нам, представителям власти, делать жизнь в городе комфортней и удобней».

Превратится ли индустриальный город в когнитивный? По прогнозам многих экспертов, в ближайшие 10 лет динамичные города ожидает революция фрилансеров. Новые горожане не будут ходить на работу, но работать будут круглосуточно, потому что нужно постоянно быть на связи. По предположению футуролога Артема Желтова, их назовут «мятые воротнички». Ну потому что фрилансеры предпочитают свободную одежду.

О будущем можно погадать по сборнику «Горожанин», который выпустила «Стрелка». Скажем, страница 120, четвертая строчка снизу. Открываем, читаем: «Человек не создан для города. Но город вполне может быть создан или хотя бы приспособлен для человека. Главное – понимать как».

Светлана Мазур

Предыдущая статья

Этот дивный старый новый мир

Следующая статья

Волшебник из страны роз