Культура

Кинофестиваль «Провинциальная Россия». Некиношные заметки

В последнее время из какой-то непонятной политкорректности «провинцию» заменили на «регионы». А вот в Ейске, приморском городке на лимане Азова, своей провинциальности не стесняются и проводят кинофестиваль, который так и называется – «Провинциальная Россия». Кино. Вино. Море. Что еще нужно
для счастья? В этом я убедилась, побывав на кинофестивале в Ейске.

«Лена, что ты знаешь про Азов, про Ейск?» – предъявляла я себе гамбургский счет по пути из Ростова в Ейск. Три часа езды, за окном автобуса бесконечные поля с пшеницей и картофелем. Вот оно: «Кубань – житница России». Еще крутились в голове кадры из «Кубанских казаков». Выплывало что-то из истории: Петр в Таганроге собирался устроить столицу (ах, зачем он этого не сделал!), о Чехове как тут не вспомнить. На этом познания заканчивались.

***
Оказалось, Ейск – милый курортный городок, в нем, кстати, Тимур Бекмамбетов снимал «Выкрутасы» с Хабенским. Ейчане убеждают, что здесь начинается Кубань, чему охотно веришь – почему нет? Ведь перебрался же сюда Иван Поддубный – в музей, посвященный русскому богатырю, участники кинофестиваля с удовольствием сходили. Музей совсем небольшой, экспонаты, признаться, не поражают воображение, но все искупает экскурсовод – чувствуется, что молодой парень просто влюблен в своего героя. В этой открытости людей главная прелесть провинциальных городов…

***
«Почему вам так важно проводить фестивали в провинции?» – поинтересовалась у президента фестиваля, продюсера Сергея Новожилова, он организует такие смотры не только на Кубани, но и на Дальнем Востоке, на Кавказе. «Я сам из провинции, все мое детство прошло в Сыктывкаре. И проехав сотню стран мира, я все больше и больше ощущаю себя русским человеком. Но Москва и Петербург – я ничего не имею против этих двух городов – это все же особая территория, куда съезжаются люди отовсюду. И в этом пространстве больших городов трудно почувствовать себя своим. А в провинциальных городках я ощущаю некую людскую общность».

***
«Россия всегда прирастала провинцией. Сколько знаменитых людей отсюда», – заметила Людмила Чурсина, возглавившая в этом году жюри «Провинциальной России». С Людмилой Алексеевной не поспоришь. В центре Ейска, например, напротив друг друга два памятника – Сергею Бондарчуку и Нонне Мордюковой. Оба учились в этом городе и, говорят, изрядно похулиганили в юности. В бронзе на это, конечно, нет ни намека.
«А вы помните, в каком фильме герою фашисты наливают водку, а он говорит: »После первой не закусываю!»» – с этим вопросом в один из дней вынырнул ко мне из подворотни местный гражданин, не слишком свежий, но бодрый. И почти что в лицах изобразил сцену из «Судьбы человека». «Вот он! Вот он!» – эмоционально махал он нам в сторону Сергея Бондарчука. – Идите к нему!» Пошла. Тем более что по традиции гости фестиваля как раз собрались у памятников, чтобы почтить память мастеров. Людмила Чурсина, которой довелось сниматься с Мордюковой в «Журавушке», сравнила актрису со знаменитой итальянкой Анной Маньяни: «Нонна тоже глыба, только еще глыбже». А Аркадий Инин подытожил: «Она любила, это была ее основная черта».

***
Кинофестиваль без местных ивентов – это и не фестиваль вовсе. «Провинциальная Россия» не исключение. Тем более что Ейску есть чем порадовать гостей – в один из дней кинематографисты (и я само собой) дегустировали прямо на винодельне автохтонные вина и дружно отметили: good! И кстати, это была премьера целой линейки вин, чьи бутылки еще даже не украсились этикетками, но нам повезло одними из первых увидеть эскизы с изображением кубанских птиц и пейзажей. Уже ради этого стоит ездить в Ейск.

***
Насчет талантов. То, что ими и в самом деле богата земля кубанская, столичные гости фестиваля убедились на концерте открытия. «Папа» кинохита «Одиноким предоставляется общежитие», ироничный в душе, но внешне не очень Аркадий Инин лишь отчасти пошутил, заметив, что «концерт на уровне кремлевских». И это ему еще не довелось увидеть концерт закрытия, где зажигали ейчане и особенно… главный таможенник Ейска, фантастически исполнивший Still loving you, знаменитую композицию Scorpions. «Вау!» – вырвалось у обычно сдержанного знатока Толстого писателя Павла Басинского, представлявшего в Ейске фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения».

***
Наконец, о кино. В конкурсе кинофестиваля, который прошел в седьмой раз, было 9 картин на разный вкус: от триллера «Пилигрим» Александра Баршака про спецслужбы до семейной драмы в тайге «Двое» Тимофея Жалнина. В итоге Гран-при жюри присудило жесткой семейной драме Сергея Ливнева «Ван Гоги», а ейчане отдали предпочтение блокадной драме Владимира ПОТАПОВА «Крик тишины». Признаться, я не фанат этого кино, в отличие от ейчан, далеких от тех 900 дней, меня коробят сытые «блокадные» дети на экране. Но я понимаю зрителей, и радует, что хотя бы в провинции людей цепляют бесхитростные истории про войну, любовь и сострадание.

Елена Боброва

Фото: Маргарита Морозова, Юрий Ходжицкий

Предыдущая статья

Дмитрий Астрахан: обманываете ли вы себя? Обманывают ли вас?

Следующая статья

Михаил Лабковский