Будущее

Война глазами блокадного жителя

В Петербурге около 100 объектов, которые напоминают о блокадных днях, но скоро на Смольной набережной, в створе Орловской улицы появится целый комплекс – в начале осени на месте будущего музея обороны и блокады Ленинграда установили закладной камень.

Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» претендует быть больше, чем просто музей, пусть даже мирового уровня. Его статус – национальный институт по изучению, документированию и презентации истории блокады и обороны. Если кому-то кажется, что блокадного музея на территории Соляного города, который был создан сразу после окончания Великой Отечественный войны, достаточно, то он просто не знает, что в ходе «Ленинградского дела» уже собранный уникальный материал (в том числе важные документы) был уничтожен. Цель очевидна: скрыть истинный масштаб трагедии. Несколько лет назад возникла идея создания института памяти, миссия которого – сбор, анализ, обобщение всех видов свидетельств о блокаде.

Прошлой осенью в конкурсе архитектурных проектов на строительство музея, в котором приняли участие 9 проектов, в том числе зарубежных, выиграла петербургская «Студия 44» Никиты Явейна. По словам авторов проекта, чтобы достичь нужного накала эмоциональности, экспозиция выстроена не как система пространств и объемов, а как срежиссированная последовательность драматических эффектов. Создатели будущего музея стремятся не только рассказать о том, как жил город 900 дней, но и попытаться создать атмосферу. Что называется, прочувствуйте…

Внешний облик комплекса предельно лаконичен: 8 башен пятиэтажной высоты на пологом холме, нижний пояс которого ступенчатый… Как написано в презентации проекта, «вершина холма переосмысливает архетип священной рощи: здесь из земли прорастает скульптурная группа объемов – это дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем, с заклеенными крест-накрест окнами – но выстоявшие». Проект, кстати, получил название «Выстоявший город». Четыре башни посвятят науке, культуре, производству и быту блокадного города. Остальные – «Голод», «Холод», «Огонь», «Скорбь» предназначены для художественных инсталляций. Например, в башне «Голод» выставят кусочек хлеба 125 граммов, в башне «Огонь» над головами посетителей зависнут бомбы (под этим блоком находится небольшое пространство бомбоубежища, в которое можно спуститься по лестнице).

В центральном пространстве будет создана своего рода крипта – экспозиция дневников, где будут звучать аудиозаписи с воспоминаниями блокадников.

Стоит заметить, что у будущего музея немало противников. Слишком пафосный, отдает гигантоманией и пропагандой, слишком сложно до него будет добираться, от ближайшей станции метро – 3 километра, к тому же проектировщикам придется вписывать музей в систему дорожных развязок для будущего Орловского тоннеля, что наверняка сделает дороже и так дорогущий (6 млрд рублей) проект. А главное – место-то не намоленное, как Левашовский хлебозавод, Соляной городок, блокадная подстанция или Пискаревское кладбище. Но территория бывшего Левашовского хлебозавода, на котором в блокадные дни выпекали хлеб, тоже претендует стать местом, посвященным блокаде. Неформальным. Здесь появятся жилые дома, сквер и культурный центр. В помещении, где больше 70 лет назад стояли чаны с закваской, а сейчас – голые стены и битый кирпич, организуют блокадный музей. Авторы проекта реконструкции намерены сохранить трубу Левашовского хлебозавода как символ блокадного Ленинграда.

Что еще построят в Петербурге в ближайшие годы?

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА

В Приморском районе, недалеко от Юнтоловского заказника (на месте несостоявшегося зоопарка) на площади 80 га раскинется экопарк с естественным ландшафтом, в котором высадят несколько тысяч саженцев разных деревьев и кустарников. Здесь будут проложены дорожки из природных материалов или на специальном деревянном настиле, защищающем редкие растения. Появятся площадки для наблюдения за птицами. Территория 50 га на Софийской улице тоже превратится в парк, центром притяжения которого станут 6 прудов на месте нынешних глиняных карьеров. К 2026 году в Петербурге появится сеть развлекательных парков. В Колпине – парк аттракционов одного дня. На улице Хлопина – интерактивный научно-технический парк, в котором, отдыхая и развлекаясь, можно будет узнать о последних достижениях науки и техники. Главной приманкой парка в азиатском стиле у озера Долгое станут мастер-классы, концерты и тематический фуд-корт. Шоу-парк на Волхонском шоссе привлечет любителей фестивалей и масштабных оупен-эйров. В этноремесленном парке на Московском шоссе появятся студии декоративно-прикладного творчества и мастерские. А в экстремальном парке на Стрельнинском шоссе оборудуют спортплощадки, аэротрубу, скалодром и веревочный парк.

СПОРТ

Аналитики полагают, что сегодня экономически выгодно вкладываться в спортивные объекты. Благодаря одному из проектов, для того чтобы зимой сыграть в пляжный волейбол, незачем будет ехать в Турцию – почти 2 га земли в Муринском парке (некогда запущенное пространство, где собирались мусор из окружающих новостроек, алкаши да собачники) отвели под строительство крытой площадки для игры на песке. Появится в нашем городе и новая ледовая арена. Причем самая большая в Европе. На месте бывшего СКК в Московском районе. Сроки сжатые – надо успеть к 2023 году, к чемпионату мира по хоккею, который Петербург надеется принять. Но еще раньше, в 2020 году, на Лахтинском шоссе появится трехуровневый интерактивный парк-музей «Страна хоккея», в котором разместят около 100 тысяч экспонатов: клюшки, шайбы, спортивная форма, фотографии, билеты на легендарные матчи…В центре экспозиции будет ледовый каток, так что осмотреть выставку можно будет, передвигаясь на коньках по ледовым дорожкам.

АЭРОЭКСПРЕСС

К 2022 году в Пулково будет проложена линия аэроэкспресса. Ориентир – Москва, где сейчас поезда ходят в Шереметьево, Домодедово и Внуково. Первоначально рассматривались варианты продления линии метрополитена от станции «Московская» до Пулково, или организации скоростного трамвая от станции «Купчино». В итоге решено, что наиболее выгодно строительство путей аэроэкспресса, который будет отходить с Витебского вокзала каждые 20 минут. Время пути от центра Петербурга до аэропорта – 25 минут.

Предыдущая статья

Элементарные частицы

Следующая статья

Всемирная история танца за две недели