Культура

Элементарные частицы

Одно из самых важных театральных событий осеннего Петербурга – традиционный (уже 28-й) международный фестиваль «Балтийский дом», где свои премьеры показывают хедлайнеры европейского театра. Нынче, со 2 по 13 октября, он пройдет под слоганом «Elementарный театр», позиционируя театр как пространство для экспериментов подобно лаборатории алхимика.

«ОПЕРАНИЩИХ». Театр сатиры (Москва)

Авторы: британский драматург Джон Гей, петербургский режиссер Андрей Прикотенко.

Суть: Прикотенко взял за основу пьесу Джона Гея «Опера нищих», в начале 18-го века скандализировавшую общество и тут же ставшую культовой (дело дошло даже до игральных карт с героями оперы), и написал свой, российский вариант. Брутально и нецензурно театр рассказывает про жизнь в постсоветской России – жизнь по понятиям. «И никому никогда и никуда не деться от того, что будешь раздавлен этой жизнью. Она сильнее, хитрее и подлее тебя, твоей юности, твоего идеализма, твоей тяги к добру», – говорит главный герой в финале.

Важно: сегодня шокировать зрителя сложно, но Прикотенко удалось – для этого достаточно оказалось поставить сверхжесткий спектакль про самое дно на сцене куда более благостного театра, управляемого Александром Ширвиндтом, и пригласить на главную роль Максима Аверина. Поклонницы с трудом мирятся (или не мирятся) с тем, что вместо любимого душки на сцене бандит, даром что раскаивающийся в своих грехах.

«МОЙ ВНУК ВЕНИАМИН». Независимый театральный проект

Авторы: писательница Людмила Улицкая, режиссер Марфа Горвиц, и по абсолютному праву Лия Ахеджакова, она лет пять безуспешно носилась с этой историей, пока не удалось реализовать как частный проект, который теперь с успехом катается по миру. Спектакль – спецпроект фестиваля, своего рода петербургское чествование Ахеджаковой, отметившей в июле юбилей.

Суть: «Я думала, что все будет не так, но пусть все будет так» – в этой фразе, как в капле воды, отражаются надежды, чаяния, разочарования, боль, примирение с действительностью главной героини Эсфири Львовны. Внешне она «последняя местечковая еврейка», пережившая расстрел всех близких в Бобруйске, домашний тиран, мечтающий женить сына Леву на чистокровной еврейке, внутренне – стальная женщина, у которой, что бы ни происходило за окном ее пятиметровой хрущевской кухни, должны вариться суп, быть выглажено белье и прибран дом.

Важно: действие происходит в конце 1980-х, когда была надежда на новое время, нового человека, но не случилось. Поэтому слова Эсфири Львовны про всех нас.

«СУМАСШЕДШИЙ». Театр ОКТ/Городской театр Вильнюса (Литва)

Авторы: Николай Гоголь, режиссер Оскар Коршуновас, почти 20 лет назад основавший без господдержки и крыши над головой театр, который сумел завоевать признание публики не только в Литве, но и в мире.

Суть: концепция театра Коршуноваса: современную драматургию ставить как классику, классику – современно. Гоголевские «Записки сумасшедшего» не исключение. Обезумевший от раздутого эго и дошедший до фашизма (в буквальном смысле – под распев нацистского гимна) мелкий петербургский чиновник теперь офис-менеджер, любитель селфи и заложник соцсетей, которые, по идее режиссера, современный аналог гоголевской инквизиции: «Уже сегодня они имеют более сильное моральное влияние, чем правовые институты. Вначале они предполагали знания и свободу, сейчас уменьшают нашу потребность мыслить и становятся смирительной рубашкой».

Важно: «Сумасшедший» – прежде всего это открытие актера Эймантаса Пакалки, чьей энергетики хватает в одиночку удерживать в течение часа сценического времени массив гоголевского текста.

«ТО, ЧТО ПРОХОДИТ МИМО…». Международный театр Амстердама (Нидерланды)

Авторы: «голландский Золя» Луис Купейрос, очень популярный в России в начале ХХ века и совершенно неизвестный нынче, и напрасно. Режиссер – руководитель амстердамского драматического коллектива «Тоннельгруп» Иво ван Хове. Участник престижных театральных фестивалей.

Суть: гаагский вариант «Саги о Форсайтах». Старики, перевалившие 90-летний рубеж, объединены не только старой любовью и ожиданием близкой смерти, но и общим преступлением 60-летней давности. А еще есть их многочисленная родня со своими скелетами в шкафах. Купейрос отличался пристальным вниманием к тому, что находится за внешне благополучным фасадом цивилизации. Мы не то, что мы говорим о себе другим, – таков месседж истории Купейроса. Наследственность, секс, патологические проявления человеческой природы, от инцеста до истерии, – все это у голландского классика окрашено мрачной меланхолией об утраченной в старости чувственности.

Важно: главный постулат Иво ван Хове: реальную жизнь пусть отражают СМИ, театр же имеет дело с Зазеркальем, потерянным раем и утопиями. Трагедию трех поколений одной семьи режиссер доводит до накала, превратив сцену в чистилище, где каждый, одетый во все черное, подобно персонажам древнего хора, ждет своей личной развязки. И еще: Иво ван Хове оберегает свои секреты и запрещает снимать спектакли, так что лишь побывав на постановке «То, что проходит мимо…», можно получить представление об уникальности стиля нидерландского режиссера.

«ЦИНК (Zn)». Молодежный театр Литвы и театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва)

Авторы: нобелевский лауреат Светлана Алексиевич, режиссер Эймунтас Някрошюс, мастер полифонических полотен, насыщенных метафорами и нарочито грубой фактурой.

Суть: книга основана на документальных произведениях «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва». Одна из героинь спектакля – сама Алексиевич в исполнении Альдоны Бендорюте, которая ведет путевые заметки, путешествует во времени и в пространстве бывшего СССР.

Важно: в центре постановок Някрошюса чаще всего стоят люди, которые уже заглянули за край. Понятно, что мальчики, вернувшиеся домой «грузом 200», и спасатели на Чернобыльской АЭС к ним принадлежат. Но спектакль не только переживание боли за них, но и попытка разобраться, что же происходило в стране три десятилетия назад, и чем это аукнулось сегодня, и почему Чернобыль ставит под сомнение нашу картину мира.

«СЕЙЧАС НЕТ ВРЕМЕНИ НА ЛЮБОВЬ». Театр R.A.A.A.M (Таллин, Эстония)

Авторы: бразильский писатель и драматург Гильерме Фигейредо, режиссер Дамир Салимзянов, который руководит маленьким театром «Парафраз» в городе Глазове («Сейчас нет времени на любовь» – его вторая работа в Эстонии).

Суть: Салимзянов взялся за почти забытую пьесу «В доме ночевал бог», созданную по мотивам древнегреческого мифа об Амфитрионе, славящемся гостеприимством и хлебосольством. Месседж и мифа и спектакля: мы слишком усложняем себе жизнь, тратя всю энергию на войны, религии, политику, моду, мнение масс, а теперь и виртуальную реальность и сексуальные различия. А главное что? Конечно, любовь. Истина стара как мир, но от этого она не перестает быть истиной.

Важно: Дамира Салимзянова отличает установка на площадную буффонаду и иронию. Даже жуткий «Процесс» Кафки он сумел поставить с юмором.

B петербургскую программу фестиваля вошли 3 спектакля

Последняя премьера БДТ им. Товстоногова «Слава», стихотворная пьеса о двух инженерах на строительстве ГЭС, которую Виктор Гусев (автор текстов песен к фильму «Свинарка и пастух») сочинил по голливудским канонам, а из забвения вытащил Константин Богомолов.

Балетный эксперимент «Приюта комедианта» – «Солярис», созданный хореографом Юрием Смекаловым по знаменитому роману Станислава Лема.

«Сцены из супружеской жизни» – премьерная постановка хозяина фестиваля, «Балтдома». За интерпретацию киносценария Ингмара Бергмана взялся Анатолий Праудин.

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Концепция космической капсулы и спортивные гены

Следующая статья

Война глазами блокадного жителя