PRO в большом городе

«Умный город»: мнения экспертов

«Умный город» – такой, какой он складывается сегодня и уж тем более каким он рисуется даже в близкой перспективе, и в самом деле похож на волшебную рыбину, исполняющую любое желание Ивана-дурака. За нас подумают, решат и сделают. Нам останется послушно плыть по течению. Итак, что же такое «умный город», и как вписывается в его концепцию исторический центр и вписывается ли вообще, мы узнали у тех, в чьих руках будущее городов.

Дмитрий Терлецкий, архитектор-дизайнер, студия «Арт-дизайн», Калининград:

– Для меня «умный город» – определенная градостроительная концепция, которая подразумевает внедрение множества автоматизированных систем. В Сиднее уже несколько лет успешно используется технологическая система «Скат». При помощи специальных датчиков искусственный интеллект контролирует плотность загрузки дорог, меняет настройки светофоров на тех участках, где это необходимо, регулирует скорость движения в зависимости от климатической ситуации на дорогах или образования пробок.

Отдельного внимания заслуживает система видеонаблюдения. Все мы знаем, что Барселона «славится» огромным количеством карманников. В результате недавней установки «умной» системы видеонаблюдения по всему городу уровень преступности существенно снизился. На одном квадратном километре Лондона установлено более 300 видеокамер. Они помогают экстренным службам вовремя узнавать о происшествиях – будь то пожар, ДТП или разбойное нападение. К слову, о борьбе с криминалом: в Нью-Йорке такие системы оборудованы сверхчувствительными датчиками, способными улавливать вибрацию от выстрелов из огнестрельного оружия и вызывать на место происшествия полицию. В некоторых городах успешно действуют системы предугадывания пожара. Благодаря базе данных со структурированной информацией о проживающих в том или ином районе гражданах, состоянии местных построек и многом другом пожарные определяют, где стоит провести учения или инструктажи по безопасности.

Отлаженная система утилизации отходов – еще один несомненный плюс «умного города». Датчики уровня загрузки мусорных контейнеров отправляют сигнал коммунальным службам: время прислать машину. В 2017 году в Нидерландах был поставлен интересный эксперимент: на участке дороги длиной около 500 метров установили фонари со специальными светодиодными лампами. Они работают на энергии ветра и солнца и максимальную мощность включают только при приближении автомобиля. Помимо необычного светового решения, на дорогу нанесена разметка флуоресцентной краской. На обочинах установлены приборы, реагирующие на понижение температуры воздуха и предупреждающие водителей о возможном гололеде. Нидерландцы назвали этот проект «Трасса нового поколения». Подобные «прибамбасы», на мой взгляд, и являются неотъемлемой частью «умного города».

Какой город на земле мы сегодня с уверенностью можем полностью назвать «умным»? Мне кажется, его пока не существует. Каждый мегаполис в настоящее время внедрил какую-то одну или несколько систем. А что касается проблемы внедрения smart-технологий в исторические районы, то считаю, что это возможно и без ущерба для архитектурного облика. Надо просто возводить отдельные площадки, актуальные для текущих реалий. И еще. По статистике каждые 50–60 лет население города-миллионника увеличивается на 30 %, а значит – без новых районов и многоэтажных комплексов не обойтись. Каждый человек вправе выбирать, где именно он будет жить – в доме XIX века в историческом центре города или в ультрасовременном небоскребе.

Андрей Экономов, руководитель технического сопровождения I0T-компании «ЭР-Телеком Холдинг», Москва:

– Строительство «умного города» не обязательно предполагает снос старинных построек и строительство новых. Для меня как для специалиста по телекоммуникациям «умный город» – скорее технологическая история, применение искусственного интеллекта и новых технологий в различных устройствах связи. Это «умный свет», о котором мы говорили на Международной научно-практической конференции «Световой дизайн», «умные» пешеходные переходы и автобусные остановки с Wi-Fi, «умные» парковки. Для москвичей актуальна проблема поиска парковочного места: как правило, ты едешь в определенное место и не знаешь, сможешь ли там оставить машину. В случае, когда под асфальтом на каждом машино-месте установлен специальный датчик, этой проблемы не существует. Он передает информацию при помощи СМС-сообщений и работает на батарейке, срок службы которой – 10 лет. Не нужно плутать в поисках парковочного места или останавливаться где придется: при помощи специального приложения навигатор приведет водителя на свободное место. Как скоро элементы «умного города» появятся повсеместно? Мне 45 лет, и есть ощущение, что на протяжении 40 из них в мире ничего не менялось. В последнюю же пятилетку информационные технологии невероятно бурно развиваются, и не исключено, что мы очень скоро окажемся в «городе будущего».

Нина Загребина, архитектор, директор компании «Дизайн-Клуб», Тюмень:

– Хороший пример «умного города» – Княжество Монако. Когда ты там, то даже не всегда понимаешь, где именно находишься – в здании или на улице. Все лестницы давно заменены эскалаторами, внедрены всевозможные системы контроля, а управление системами наружного и внутреннего освещения осуществляется с одного компьютера.

Но, к сожалению, приходится сталкиваться с реалиями. То, что в Монако сделать легко, например, в Тюмени проблематично. У нас неоднократно рассматривались проекты по строительству тех же многоуровневых автоматизированных парковок, но воплотить эти проекты в жизнь невозможно – улица просто не выдержит нагрузки, возможно обрушение. Спрятать такую парковку под землю тоже не получится из-за болотистой почвы…

Олег Круглов, руководитель отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании Vitrulux, Петербург:

– Smart city – концепция для новых кварталов. Создание «умного города» на базе старого возможно, но чудовищно дорого. Модернизация сетей – это всегда очень затратный процесс. К тому же, как правило, есть запрос: внедрить технологии так, чтобы ничего не было видно. В столице недавно был прецедент, когда установленные smart-опоры настолько обезобразили облик отреставрированного участка, что в итоге было дано указание эти опоры убрать. Все, что относится к smart, лучше всего опробовать на новых, строящихся кварталах. Когда будут возведены пилотные проекты, вскрыты все нюансы работы и отработаны технологии, тогда можно будет создать связную программу по модернизации исторического центра. Когда это случится? На мой взгляд, нескоро. Дело в том, что я до сих пор не вижу выверенной идеологии «умного города» как такового. Производители, промышленники, наша компания – почти все мы на сегодняшний день готовы выпускать smart-опоры, оснащенные различными инфобоксами, акустическими системами, информационными табло, чем угодно. Это может быть общий свет в сочетании со светом специализированным, Wi-Fi, камеры видеонаблюдения, специальные информационные дорожные знаки или табло, которые позволят регулировать движение, – ограничений нет, все можно собрать. Но как и под кого это собирать? Здесь есть и юридические вопросы. К примеру, в Казани установлена наша «умная» опора наружного освещения со встроенной видеокамерой. Я лично к камере имею доступ. На каком основании осуществляется этот доступ? Почему он не был вовремя сдан в соответствующие службы? Конечно, мне разрешили это сделать в качестве эксперимента, но с правовой точки зрения вопрос остается открытым. И таких нерешенных вопросов много.

Юлия Атаманенко, основательница студии «Атаманенко, Архитектура и Интерьеры», Москва:

– Все мои коллеги сегодня говорят об «умных городах». Рассуждают об искусственном интеллекте, последних технологиях, о том, как это будет коррелироваться с нынешней инфраструктурой.

Моя точка зрения: в приоритете сохранность исторической среды. Доминанта «умного города» не должна уходить в какие-то плоскости, которые могут противоречить сложившемуся облику города, не должна нарушать его целостность, к примеру, высотными постройками в историческом центре.

Предыдущая статья

PRO-актуально. Главное – подключиться…

Следующая статья

В элитном комплексе Royal Park создано Товарищество Собственников Недвижимости