Культура

«Союз спасения». Настоящее непрошедшее нашей истории

26 декабря в прокат выйдет эпический кинопроект Андрея Кравчука «Союз спасения». Согласно нынешнему григорианскому календарю – ровно 194 года спустя, как на Сенатскую площадь вышли те, кого называют первой «идейной» политической оппозицией в истории России.

***
Но в том-то и дело, что, по идее авторов фильма, мы толком ничего не знаем о декабристах. Отношение к мятежникам на протяжении почти 200 лет менялось. И по сей день историки спорят: декабристы – герои или предатели? Рожденные в советское время заучили накрепко ленинское «…Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию». Для тех, чья юность пришлась на 60-е годы ХХ века и эпоху застоя, декабристы были героями-романтиками, «лучом света в темном царстве». Или, как писал Евтушенко, «Мужиком никто не притворялся, // И, целуя бледный луч клинка, // Лучшие из русского дворянства // Шли на эшафот за мужика».

***
Граф Лев Толстой, заставший возвращение декабристов из ссылки, задумал посвятить им свой новый роман, смотря «на историю 14 декабря, никого не осуждая, ни Николая Павловича, ни заговорщиков, а всех понимать и только описывать». Вместо «Декабристов» свет увидела эпопея «Война и мир». Но сегодня пойти по пути Толстого решили авторы «Союза спасения». «Может быть, прошло достаточно времени, чтобы увидеть эту историю без идейной предвзятости, как будто впервые», – рассуждает один из продюсеров проекта Анатолий Максимов. Он убежден: то, что произошло на Сенатской площади, – «past present, настоящее непрошедшее нашей истории».

***
В 1960-е годы «Войну и мир» оскароносно экранизировал Сергей Бондарчук. А декабристов, лет на 15 позже, романтизировал Владимир Мотыль в своем кинохите «Звезда пленительного счастья». Но скачущий кавалергард под «не обещайте деве юной» не стал референсом для «Союза спасения». Как заметил другой продюсер картины, Константин Эрнст, «взглянуть на себя двухсотлетней давности, попытаться разобраться в себе и себя понять – вот что было нашей основной задачей». В фильме «Союз спасения» рассказана трагическая история о том, как после славной победы над Наполеоном в 1814 году молодые гвардейские офицеры поверили: в России наконец наступят «свобода, равенство и братство». Они начали активно действовать, желая изменить судьбу Отечества, но их планам не суждено было сбыться.

***
Олег МАЛОВИЧКО, сценарист: «Это вечная история про отношения власти России с народом, власти с элитами. Меняются люди по ту или другую сторону, но конфликт тех, кто пытается стабилизировать положение в стране, пусть и через удержание архаики, с модернистами, которые готовы менять Россию через общественные потрясения, – он вечен. И во все времена эти стороны не способны договориться, в том числе и внутри себя».

Андрей КРАВЧУК, режиссер: «Декабристы – это военная элита, и в большинстве своем это были богатые, благополучные люди. У Бестужева-Рюмина, например, было больше двухсот тысяч крепостных. Те, кто вышел на Сенатскую площадь, хотели конституцию, хотели больше свободы и прав для себя. Естественно, это не могло не коснуться народа. Но при этом декабристы боялись народа, боялись повторения пугачевского бунта. Декабристы были просто либерально настроенными людьми с разной степенью радикальности взглядов на будущее страны, но с общим желанием улучшить ее. Вот только проблема в том, что как только поднимается оружие, все благие намерения заканчиваются. Начинается война, а в войне важно победить».

Иван ЯНКОВСКИЙ, сыгравший Бестужева-Рюмина, одного из пяти повешенных: «Это кино и про мужскую дружбу. Про ту, о которой сейчас стали забывать. Дружбу не в том привычном для нас понимании: «давай, пойдем-погуляем, посидим-выпьем водки». У тех ребят дружба заключалась в том, что один человек тянется к другому. В фильме показано, как они тянутся друг к другу: за мыслью, за делом…»

***
И напоследок: кто есть кто. Мятежников сыграли: Максим Матвеев – князя Сергея Трубецкоого, Леонид Бичевин – подполковника Сергея Муравьева-Апостола, Павел Прилучный – полковника Павла Пестеля, Иван Янковский – подпоручика Михаила Бестужева-Рюмина, Антон Шагин – подпоручика в отставке Кондратия Рылеева. Виталий Кищенко снялся в роли Александра I, Иван Колесников – Николая I.

«Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому» (М. И. Муравьев-Апостол).

ФАКТОЛОГИЯ

1. Из 579 арестованных по «делу декабристов» приговоры были вынесены 125, остальных оправдали.

2. По одной гипотезе, на Сенатской площади с обеих сторон погибло около 80 человек. По другой – не менее 1500. Первый залп картечи правительственных войск по воле Николая I был произведен поверх голов мятежников (в историю вошли слова генерал-адъютанта графа Толя: «Ваше величество, прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола»). И он попал по зевакам.

3. Выводя полки на площадь, декабристы не ставили своей целью объяснять солдатам, зачем они это делают. Офицеры рассчитывали только на личную преданность служилых.

4. Никакого единого и четкого плана реформ или революционных изменений у декабристов не было. И если бы восстание увенчалось успехом, победители могли столкнуться с огромной проблемой: как вводить конституцию и устраивать всеобщие выборы в стране с поголовно неграмотным крестьянским населением?

5. К восставшим был направлен герой Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатор столицы Михаил Андреевич Милорадович (в фильме его сыграл Александр Домогаров). Используя свой авторитет и популярность у солдат, он умолял их вернуться в казармы. В ответ генерал, который, пройдя более полусотни сражений, не был ни разу ранен, получил удар штыком от декабриста Оболенского (Дмитрий Лысенков) и пулю от отставного поручика Петра Каховского (Сергей Агафонов). Перед самой смертью он продиктовал свою последнюю волю и среди прочего завещал: «Отпустить на волю всех моих людей и крестьян», порядка 1500 душ. Кстати, в коллекции Эрмитажа хранится подлинный мундир Милорадовича, в котором генерал был смертельно ранен на Сенатской площади.

6. Для вынесения приговора мятежникам был учрежден Верховный уголовный суд. Поскольку случай был беспрецедентный, Михаилу Сперанскому, возглавлявшему 2-е отделение Императорской канцелярии, поручили составить «шкалу тяжести преступлений». Она состояла из 11 разрядов. Тот, кто причислялся, например, ко второму разряду, был осужден на 15 лет каторги и на пожизненное поселение в Сибири с лишением всех дворянских прав и имущества – как Иван Анненков, кавалергард, чей век недолог: в «Звезде пленительного счастья» его сыграл Игорь Костолевский. Вне разрядов шли пятеро, приговоренные к смертной казни. Сами декабристы на суде не присутствовали, им лишь огласили готовый приговор, не дав возможности защищаться.

7. Со времен императрицы Елизаветы Петровны в России смертная казнь не практиковалась, и в столице не нашлось по ней «специалистов». В результате эшафот не был собран вовремя, и приговоренные к смерти «коротали» какое-то время, обсуждая свою участь. Но словно и этого было недостаточно: в момент казни три веревки оборвались. Муравьеву-Апостолу приписывают слова: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!»

8. Считается, что будущий шеф жандармов Александр Бенкендорф (в «Союзе спасения» его сыграл Александр Лазарев), наблюдая за казнью, заметил: «Ни в одной другой стране дело пятью виселицами бы не ограничилось». На самом деле эта фраза принадлежала его другу, светлейшему князю Михаилу Воронцову.

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Что принес нам месяц январь

Следующая статья

Ваш косметолог. Честная косметология