Будущее

Прогноз погоды: цифровая облачность

На прошедшем в феврале петербургском Киберфесте, одном из крупнейших международных фестивалей медиаискусства, современные художники дали свой прогноз цифрового будущего. И он совсем не безоблачный.

С каждым новым аккаунтом в соцсетях и новым гаджетом мы все больше обживаемся в виртуальном мире. Он для нас уже почти так же привычен и удобен, как и мир реальный. Но все же в нем действуют другие законы, существуют иные способы общения и восприятия информации. Подстраиваясь под них, меняемся и мы сами. Именно об этих изменениях и говорили в своих медиаработах участники Киберфеста.

Искусство, пожалуй, первым улавливает перемены и меняется вслед за новыми технологиями быстрее, чем мы успеваем это осознать. Как в видеоинсталляции «Кино для молодой змеи» Александра Шишкина-Хокусай: виртуальный лес, неоклассическая скульптура юноши и змея познания, за которыми зритель словно подглядывает через окно. Беспрерывно перемещающийся змей – наша ненасытная хаотичная жажда новых знаний, которые мы не способны переварить.

«Цифровая реальность насколько близко подошла к традиционной культуре, что мы уже не можем сказать, достаточно ли нам простого человеческого общения и звуков реального мира или необходима цифровая расшифровка этих звуков и цифровая упаковка для самих себя?» – задаются вопросом организаторы фестиваля и предлагают нам послушать эти расшифровки в работе Алексея Грачева и Сергея Комарова «Квант». Конструкция, с помощью научных инструментов зафиксировавшая звук уходящего времени – песчинок, пересыпающихся в песочных часах. Или в саунд-арт-объекте «Метеостанция-1» Алексея Грачева, фантазирующего на тему, как мог бы выглядеть и работать метеоприбор, будь он придуман Львом Терменом, автором концепции передачи информации за счет тонально-ритмических музыкальных рисунков и создателем легендарного терменвокса.

И да, мы давно перестали быть самими собой, создав себе двойника в цифровом мире. Двойника, похожего на миллионы других двойников, которых объединяет общее коллективно-цифровое бессознательное. Как в работе тайваньского художника Шилянь Яня «Я – часть тебя» – интерактивном цифровом панно, водя по которому рукой, зрители могут менять, дополнять и искажать портрет художника, смешивая его изображение с рисунками, надписями и фотографиями других людей.

Миссия Киберфеста – способствовать появлению новых форм взаимодействия искусства и высоких технологий, развивая профессиональные связи между художниками, кураторами, инженерами и программистами. Его проекты не только переосмысливают, но и иногда предсказывают появление новых технологий. Как, например, видеообъект британского проекта Universal Everything 2016 года демонстрировал гибкие дисплеи, которые, по прогнозам крупных IT-компаний, начнут производить в нынешнем году.

Но большинство художников работает с технологиями уже популярными. Скажем, дополненная реальность в работе трио художников Николь Руджеро – Молли Сода – Refrakt. Технология, которая недавно породила массовое помешательство и заставила миллионы людей по всему миру ловить покемонов, в инсталляции этих художников превращает типичную комнату подростка (с постерами на стенах, разбросанным бельем и никогда не закрывающимся ноутбуком) в жилище странных существ, которые погружены в тайные послания и СМС-переписку (увидеть их можно только на экране смартфона, скачав специальное приложение и наведя камеру телефона на объект).

Над нами сгущаются цифровые облака, мы ежесекундно загружаем в облачные базы данных такое количество информации, что уже практически не можем контролировать их содержимое. Искусственный интеллект, беспилотные автомобили, дополненная реальность – иногда мы даже не видим границ действительности, но продолжаем отправлять в цифровое пространство счастливую копию себя, как в работе Людмилы Беловой «Цифра в лесу». Небольшая фигурка 1950-х годов помещена в прозрачный куб и окружена гигантскими роботами-насекомыми. Но она не видит реальность – она держит в руке селфи-палку: «Главное – фотография на память».

Киберфест, основанный независимыми художниками и кураторами в Петербурге в 2007 году, несколько первых лет был событием исключительно петербургским. Но в последние годы значительно расширил свою географию: проекты фестиваля принимали Берлин и Богота, Лондон и Москва, Нью-Йорк и Пекин. Киберфест не ограничивается только демонстрацией медиаобъектов и инсталляций, это и перформансы, и саунд-арт-программа, видео-арт и образовательная часть с лекциями, воркшопами и мастер-классами.

Проект екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки» – цифровое медиакладбище, где каждое надгробие снабжено небольшим экраном. Хотите забронировать местечко? Заходите на специальный сайт cemetery.media, загружайте туда «контролируемую версию себя» (фото, видео, аудио и другой контент), и на экране вместо дежурного надгробного портрета вы увидите плиты. Сейчас на них мелькают фото и рисунки, видео с танцами и даже котировка курса криптовалюты. «Мы не можем контролировать свой медиаслед», – говорят художники из Екатеринбурга. Они правы: все, попавшее в Сеть, останется в ней навсегда. Поэтому нужно поторопиться и заранее обзавестись цифровой «могилой», которая сохранит в памяти о вас только то, что вы сами хотели бы рассказать о себе потомкам.

Мария Рогалёва

Предыдущая статья

Каждой квартире – свой Шнур

Следующая статья

8 Марта, рыбный день