Политкорректность. Требуется дура с плохой фигурой
Давид Соломон, глава всемирно известного инвестиционного банка «Голдман Сакс», заявил, что с середины лета банк не будет выводить на биржу компании, руководство которых состоит исключительно из белых мужчин.
Неестественный отбор: когда выживают сильнейших
В совете директоров любой компании теперь непременно должен быть кто-то политкорректный. Женщины, геи, лесбиянки, трансгендеры, азиаты, темнокожие – не важно. Со следующего года банк ужесточит требования, и потребуется уже два таких незаменимых персонажа. «Мы можем упустить несколько бизнесов, но в долгосрочной перспективе это лучший вариант», – заявил великий мудрец Соломон. Абсурд политкорректности? Но ведь уже давно во множестве западных компаний существуют специальные отделы равных возможностей. Устроиться на работу здоровому молодому белому человеку часто бывает намного сложнее, чем объекту заботы борцов ПК. Профессиональные умения, знания и способности – оказывается, этого мало. Проще всего инвалидам и представителям сексменьшинств. Толстякам тоже просто, потому что есть понятие «размеризм» – предпочтение хорошей фигуры плохой. Попробуйте не взять толстяка на работу – засудят!
И слово было убого
Полвека назад Карэн де Крау, президент (или президентша?) Американской Национальной организации в защиту прав женщин, придумала термин «политическая корректность». Это, доложу вам, очень печальный юбилей, отмечать категорически не рекомендуется. Хотя поначалу задача казалась весьма благородной. И правда, почему бы не исключить из разговорной и письменной речи слова, обижающие людей, которым и так непросто живется? Вот, например, бездомные – давайте называть их людьми, испытывающими недостачу в жилой площади. Голодающие – они подвергаются постоянной кулинарной недостаточности. Низкорослые – вертикально озадаченные. Толстые – горизонтально ориентированные… Новшество было принято с восторгом. Уже через несколько лет ПК стала распространяться по Америке и Западной Европе со скоростью пандемии. Языковеды бросились придумывать новые, необидные слова и составлять списки запретных. Почему в английском столько слов с корнем «мэн»? А как же тысячи успешных дам, которые занимаются бизнесом? Давайте говорить «персона», «личность» – как-то так…
Слушайте, а Бог – он почему мужского рода? И вот уже колоссальными тиражами печатается отредактированная Библия. Пол творца всего сущего больше не определяется как мужской, нигде не употребляется местоимение «он». Кто знает, может, это женщина. Иисус Христос – пока еще он, но только в период пребывания на земле в человеческом образе. После распятия он существо неопределенного пола. Адепты вежливых переименований и эвфемизмов шаг за шагом вторгались в новые области культурной и общественной жизни. В некоторых продвинутых штатах добились фантастических успехов, убрав из программ неполиткорректных Марка Твена, Бернарда Шоу, Чехова – десятки авторов! Классикам не повезло, но современникам тем более. Критики хвалят писателей и режиссеров, если они прошли тест на тщательное соблюдение стандартов ПК. Хорошо, когда среди персонажей будет, к примеру, пара гомосексуалистов, усыновляющих вьетнамского мальчика. Или вегетарианец, больной СПИДом. Горизонтально ориентированный транссексуал тоже годится. Правильный подбор персонажей – залог хорошей критики и больших сборов. Неправильный грозит остракизмом. Если вы следите, к примеру, за номинациями «Оскара», то сами прекрасно видите, как вирус ПК буквально пожирает изнутри все еще великое американское кино. А военные действия – они тоже должны быть политкорректными? Это не дурацкая шутка: американские военные уже давно употребляют такие конструкции, как «нейтрализовать противника» (подразумевается – уничтожить), «гуманитарные бомбардировки» и даже «дружеский огонь».
Обиженные и оскорбленные
Если вы любите смешную рекламу, наверняка обратили внимание, как мало ее стало. Сплошная зубодробительная, тревожная серьезность – потому что компании очень боятся хоть кого-то нечаянно обидеть. Вот пример шведской корпорации «ИКЕА», которая всегда славилась своими остроумными рекламными кампаниями. Помните этот слоган, близкий к гениальности: «Каждый десятый европеец сделан на нашей кровати»? «Прогнусь под вас» – так они рекламируют кресла. «Четвероногий друг семьи» – табуреты. «В семье есть на кого положиться» – подушки.
А видели вы недавний пост в «Инстаграме»? Стол, на котором стоят тарелка с блинчиками и варенье, а за столом сидит симпатичный терьер. И подпись: если вы случайно поцарапали его машину или погрызли тапочки, приготовьте блинчики с вареньем, положите на стол его любимую настольную дорожку «Годдаг», встречайте его с легкой улыбкой и избегайте оборотов «дорогой, нам надо поговорить». Казалось бы, мило и смешно. Но фото мгновенно вызвало бурю негодования у феминисток. Кто посмел сравнить женщину с домашним животным? Да они с ума сошли! Немедленный бойкот всем товарам «ИКЕА»! Требуем уволить маркетологов! И пост по-быстрому удалили. Сейчас компания постоянно вынуждена отбиваться от исков обиженных категорий населения, извиняться и даже убирать смешную рекламу. То, что вчера было шуткой, сегодня может восприниматься как оскорбление чувств отдельных активных групп. Эмоциональный маркетинг чреват потребительским бойкотом со всеми утекающими доходами.
Пошлое – в прошлое!
Но вернемся к мудрейшему Соломону из «Голден Сакса». Конечно, его заявление пугает. Но и одновременно очень радует. Чем больше будет политкорректного абсурда, тем быстрее его сменит новый, противоположный тренд. Называние вещей своими именами. Тотальная новая искренность. Белые мужчины перестанут испытывать комплекс вины и постоянно извиняться перед женщинами, трансгендерами, афроамериканцами, а также животными и растениями. Этот тренд, между прочим, постоянно транслирует небезызвестный фанат «Твиттера» Дональд Трамп. «Большая проблема Америки в том, что она политически корректна. Но у меня нет времени следовать этим правилам. И откровенно говоря, у страны его тоже нет», – недавно отчеканил он. Как показывают свежие опросы общественного мнения, позицию президента разделяет все больше американцев. Тирания меньшинств, атака на свободную мысль и живое, вольное слово исторически обречены. Очень скоро мы увидим крах пошлой и фальшивой идеи ПК. И прогрессивное человечество, смеясь, расстанется со своим пошлым политкорректным прошлым.
Американский анекдот в тему. Астронавты возвращаются с Луны, их спрашивают: «Бога видели?» – «Видели», – говорят. – «Ну и какой он из себя?» – «Во-первых, она чернокожая…»
Александр Ланской