История

Игра, идет игра!

Фрицев били не только на фронте, но и в картах. Как игра может стать средством пропаганды и о многом другом из мира, полного страстей, можно узнать, побывав в Доме игральных карт в Петергофе.

Женщины не прочь взять в руки игральные карты, раскинуть пасьянс или сыграть в дурака. При Екатерине Второй любили поиграть на интерес, и интерес был весьма интересный – золотые фишки или неограненные алмазы. Да и в начале ХХ века московская пресса, ужасаясь карточной «пандемией», замечала, что «дамы играют еще с большей свирепостью, чем кавалеры». И все же… И все же именно мужчины отдаются игре в карты с неистовостью. Или, как заметил «известный в Москве банкомет» Александр Сергеевич Пушкин, «страсть к игре самая сильная из страстей». Собственно, с этой фразы и начинается знакомство с петергофским Домом игральных карт. Во всем мире известно порядка 20 музеев игральных карт. В Петергофе он уже десять лет. Но нынешней зимой экспозиция в буквальном смысле ожила – в синтезе элементов музея и театра, мультимедиа и исторических раритетов, традиций и новаторства возник особый мир, своего рода Зазеркалье Льюиса Кэрролла, в которое попадает посетитель.

Первыми гостей встречают царственные особы – за круглым столом разместились Екатерина II, Николай I и Александр III. В какой-то момент они оживают и самым непринужденным образом рассуждают об игре в карты. «В абсолютно новой колоде трех карт не досчитался, – возмущается Николай Александрович. – И дамы пиковой».

Разнообразие карт поражает. Географические, на которых можно увидеть разные части света. Исторические – темами для карточных мастеров становились реальные события, военные сражения, выдающиеся личности. Старинные вышитые – это в подарок. Образовательные карты «Азбука» – для детей. Наверняка дети обожали и размером в марку карты-леденцы. Эротические, в стиле pin up – мечта мужчин. Удивительные круглые, из ткани, покрытой лаком, карты индусов, японские, традиционные цветочные – рассматривая их, можно наблюдать смену времен года. Китайские – узкие, покрытые иероглифами, они назывались «певучие шелестящие листочки». Кстати, первые карты появились именно в Поднебесной полторы тысячи лет назад. А в Европу попали лишь после крестовых походов, и они были большой ценностью – их хранили в сундуках, дарили, передавали по наследству…

В Доме игральных карт можно открыть секреты шулеров всех времен и народов, воочию увидеть Пиковую даму, узнать историю казино и оказаться в одном из них. А еще побывать на сеансе гадалки. На столе, покрытом зеленым сукном, песочные часы, свечи, раскинута колода. Гадалка оживает и рассказывает об удивительной мадам Ленорман, которая предсказала скорую смерть Робеспьеру, Марату и Сен-Жюсту, взлет и падение безвестному тогда офицеру-корсиканцу Бонапарту…

Кстати, Наполеон обожал играть в двадцать одно и, говорят, когда удавалось, плутовал. Портретная галерея картежников в петергофском музее полна сюрпризов. Театралы наверняка недоуменно поднимут брови: как?! И Лев Додин, лидер знаменитого Малого драматического театра – Театра Европы тоже игрок?! Перед картами не могли устоять даже монахи, что уж тут говорить о королях и художниках? Шостакович однажды проиграл Дунаевскому рояль и пиджак. О судьбе пиджака ничего не известно, а рояль выкупила Клавдия Шульженко. Гавриил Державин был послан маменькой купить «небольшую деревеньку в 30 душ» и все спустил. А Пушкин однажды предложил в виде ставки только что оконченную им пятую главу «Онегина». Ладно стихи, князь Александр Голицын продул в карты сыну гетмана Разумовского собственную жену. А вот поэт и гражданин Некрасов был весьма удачлив в игре, настолько, что даже журнал «Современник» издавал на выигранные в карты деньги. Ушла эта страсть в прошлое или лишь в подполье? Матушка Екатерина II по воле создателей музея произносит: «Надеюсь, что в грядущем человечество поумнеет», на что ее правнук скептически замечает: «Как знать, матушка, как знать…»

Карты Шарлеманя, пережившие три революции и три войны, неоднократно получали призы на выставках в Париже и Чикаго. Путешествуя по миру карт, в какой-то момент натыкаешься на хорошо знакомые, которыми играл весь Советский Союз. Казалось бы, тот еще музейный раритет. Но на самом деле это первые отечественные карты, их рисунок в стиле Ренессанса придумал в 1862 году академик живописи Адольф Шарлемань. И хотя власть всячески порицала губительный порок, тем не менее первая в России 16-красочная печатная машина была установлена именно на карточной фабрике.

Карты «Русский стиль» любили не меньше шарлеманевских «Атласных». Но мало кто догадывался, что прототипы королей, дам и валетов танцевали на знаменитом балу в Зимнем дворце 1903 года, который по задумке императрицы Александры Федоровны был костюмирован по мотивам 17-го века. Присмотритесь к червовому королю из колоды «Русский стиль» – в его лице можно угадать черты Николая II.

«Антифашистские карты» призваны были подрывать веру немецких солдат в могущество фюрера и его сподвижников. Надолго застываешь перед антифашистскими картами, пытаясь представить, как их рисовал в выстуженной морозом 1942 года квартире на Васильевском острове Василий Власов, ученик Петрова-Водкина. Короли – Гитлер с арийским черепом, Муссолини с окровавленным топором на плече, Маннергейм с плеткой в руках, румынский лидер фашистов Йон Антонеску в позе «чего изволите». Валеты – шаржированные соратники фюрера Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. В блокадном же Ленинграде карты отпечатали, а потом их разбрасывали с самолетов над вражескими позициями.

В экспозиции больше 10 тысяч предметов. В основе ее коллекция, которую в течение 35 лет собирал ленинградец Александр Перельман. Колоды коллекционер покупал, выменивал, получал в дар. Например, Дмитрий Лихачев подарил Перельману две колоды карт, полученные им в 1988 году от Нэнси Рейган, супруги Рональда Рейгана. Перельман собирал все, что имеет отношение к картам, – его дом был своеобразным карточным музеем, где даже портьеры имели рисунок карточных мастей.

Екатерина Юрьева

Предыдущая статья

Cтальные байки

Следующая статья

Sothys, открытие бутика