Cтальные байки
В середине февраля в Музее современного искусства Эрарта откроется выставка мотоциклов Ducati, элегантная эстетика которых покоряет всех, кто неравнодушен к красоте. Посетители экспозиции узнают историю маленького семейного бизнеса, ставшего международным лидером, и увидят легендарные модели Ducati, эскизы и дизайн-проекты. А мы решили вспомнить мотоциклы самых разных марок, но с историей.
Ducati
Мощный «итальянец» так хорош собой, что не раз становился киногероем. Боевик «Беглецы» (1996 г.) вышел средненьким, положение спасла финальная гонка на Ducati 916. В «Рыцаре дня» секретный агент Рой Миллер (он же Том Круз) виртуозно управляет Ducati Hypermotard. Ducati даже попал в компанию высокотехнологичных виртуальных мотоциклов – в фантастическом фильме «ТРОН: наследие». Именно на брутальном Ducati Sport 1000 Monoposto – как говорят, «машине для эгоистов», – гоняет главный герой Сэм Флинн. Но настоящую оду мотоциклу этой фирмы спел детективщик Дэвид Болдаччи в романе «Синяя кровь». Вот один пассаж в адрес вишнево-красного байка «Дукати Спорт 1000S»: «Ни один мужчина не пробыл рядом с Мейс столько, сколько этот мотоцикл: она любила его намного сильнее, чем парней, с которыми ей доводилось встречаться».
Honda CB77 Superhawk
Именно этот байк в июне 1968 года оседлали 12-летний Крис и его отец, некто Роберт Пирсиг, 40-летний неудачник, вечно страдающий от депрессии, которая доводила его и до психушки. Поездка из Миннесоты в Калифорнию легла в основу книги «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов». Несмотря на название это ни в коем случае не байкерский, а философский роман-путешествие (как заметил Виктор Пелевин, «эта книга – замечательный пример приключенческой литературы, где приключения происходят не с людьми, а с их мыслями и идеями»). Пирсиг с маниакальной настойчивостью предлагал «Дзен» издателям, но только 122‑й дал добро и не прогадал – книга стала бестселлером и вошла в топ американской классики. А на Super Hawk Пирсиг ездил и под 80 лет…
Honda Monkey-Trail Z50A
Не каждый байк можно продать на аукционе за рекордные 57 250 фунтов стерлингов (порядка 77 500 долларов), в два раза превышающие стартовую цену лота, как случилось с мотоциклом Джона Леннона. На этой крохе музыкант не мчался по легендарному шоссе 66, также известному как «Главная улица Америки», или «Мать Дорог». Он вообще не был большим поклонником авто и мотопрома, то ли дело яхты! На мини-байке с 1969 по 1971 год Леннон разъезжал по окрестностям своего поместья в Суррее. Перед эмиграцией в Штаты Леннон распрощался со своей красной «макакой». Но она попала в надежные руки, которые берегли ее как зеницу ока почти полвека…
Jawa 350/638
Чешская модель, вышедшая перед самой перестройкой, стала пределом мечтаний пацанов в лихие 90‑е. Была эта незатейливая машина, получившая в народе прозвище «Скамейка», и у воронежского парня Юрия Клинских, он же Юрий Хой, он же лидер мегапопулярной тогда панковской группы «Сектор Газа». Однажды на своем байке Хой попал в аварию. Наверное, тогда и родилась песня «Ява», разухабистая под стать безбашенным годам: «До отказа ручку газа накрутил. Тьфу ты! Черт! Другой я бабку зацепил! Ну и пусть! Была бы техника цела! Бабок много, ”Ява” у меня одна».
«Урал М-72»
Утробный рык моторизованных колонн армии вермахта, вступающей в оккупированный город, стал одним из символов фашистской агрессии. В советской армии мотоцикл не получил такого распространения, как у немцев, и все же и у нас был свой герой войны – «Урал М-72», который с пулеметом Дегтярева на коляске дошел до Берлина. Стоит признаться, что единственный отечественный мототяжеловес был скопирован с вражеского BMW R71 и, к сожалению, нашим инженерам было далеко до немецкой точности, поэтому М-72 был не столь совершенен, как оригинал. Но и на счету мотоциклистов немало подвигов… Ну и бонус: советский «Урал» с коляской несколько лет назад приобрел Брэд Питт, большой ценитель мототехники.
Л-300
Первый серийный советский мотоцикл Л-300, производство которого развернулось в Ленинграде с осени 1930 года, не избежал экранной славы. На одном из 18 985 довоенных экземпляров Л-300 ездит старший лейтенант Колчин, герой фильма «Сердца четырех». Этот мотоцикл в Красной Армии применялся в качестве машины связи и разведки, но в кино он стал причиной любовной неразберихи, в которую попали две сестры (одну из них сыграла Валентина Серова, та самая муза Константина Симонова, вдохновившая его на создание стихотворения «Жди меня») и бравый танкист. Эта веселая, почти водевильная история могла стать хитом 1941 года, но ее премьере помешала война, и на экраны она вышла только в 1944 году.
Zündapp
Продукцию нюрнбергской компании особенно любил легендарный разведчик Рихард Зорге (агентурный псевдоним Рамзай). И однажды страсть к скоростям едва не привела к провалу всей его агентурной сети в Токио, контролировавшей ситуацию на Дальнем Востоке. События, произошедшие ночью 13 марта 1938 года, породили массу самых разных домыслов и легенд, чтобы разобраться в них, нужен не один десяток страниц. Но если отбросить все эти шпионские игры, то в сухом остатке мы имеем главное: Зорге на полной скорости врезался в стену американского посольства. «Красивее я не стал, – шутливо писал Зорге своей жене. – Прибавилось несколько шрамов и значительно уменьшилось количество зубов». Шутить было легко, потому что секретные документы, которые лежали в кармане раненого мотоциклиста, товарищи по разведке успели вытащить раньше японской полиции. А если бы японцы были пошустрее, жизнь Зорге завершилась бы уже в 1938 году и осенью 1941 года Сталин не получил бы донесения о решении Японии не нападать на Советский Союз. В итоге 18 хорошо укомплектованных и обученных сибирских дивизий были переброшены под Москву.
Brough Superior SS100
«Все люди во все эпохи разорялись на дорогих лошадей, или верблюдов, или корабли, или машины, или мотоциклы, или самолеты: все стремились бежать, или идти, или плыть как можно быстрее. Скорость – вторая древнейшая страсть в нашей природе, и нашему поколению посчастливилось, что оно может отдаваться ей за лучшую цену и более массово, чем наши предки». (Лоуренс Аравийский)
Елена Боброва