Автомобили

Cтальные байки

В середине февраля в Музее современного искусства Эрарта откроется выставка мотоциклов Ducati, элегантная эстетика которых покоряет всех, кто неравнодушен к красоте. Посетители экспозиции узнают историю маленького семейного бизнеса, ставшего международным лидером, и увидят легендарные модели Ducati, эскизы и дизайн-проекты. А мы решили вспомнить мотоциклы самых разных марок, но с историей.

Ducati

Мощный «итальянец» так хорош собой, что не раз становился киногероем. Боевик «Беглецы» (1996 г.) вышел средненьким, положение спасла финальная гонка на Ducati 916. В «Рыцаре дня» секретный агент Рой Миллер (он же Том Круз) виртуозно управляет Ducati Hypermotard. Ducati даже попал в компанию высокотехнологичных виртуальных мотоциклов – в фантастическом фильме «ТРОН: наследие». Именно на брутальном Ducati Sport 1000 Monoposto – как говорят, «машине для эгоистов», – гоняет главный герой Сэм Флинн. Но настоящую оду мотоциклу этой фирмы спел детективщик Дэвид Болдаччи в романе «Синяя кровь». Вот один пассаж в адрес вишнево-красного байка «Дукати Спорт 1000S»: «Ни один мужчина не пробыл рядом с Мейс столько, сколько этот мотоцикл: она любила его намного сильнее, чем парней, с которыми ей доводилось встречаться».

Honda CB77 Superhawk

Именно этот байк в июне 1968 года оседлали 12-летний Крис и его отец, некто Роберт Пирсиг, 40-летний неудачник, вечно страдающий от депрессии, которая доводила его и до психушки. Поездка из Миннесоты в Калифорнию легла в основу книги «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов». Несмотря на название это ни в коем случае не байкерский, а философский роман-путешествие (как заметил Виктор Пелевин, «эта книга – замечательный пример приключенческой литературы, где приключения происходят не с людьми, а с их мыслями и идея­ми»). Пирсиг с маниакальной настойчивостью предлагал «Дзен» издателям, но только 122‑й дал добро и не прогадал – книга стала бестселлером и вошла в топ американской классики. А на Super Hawk Пирсиг ездил и под 80 лет…

Honda Monkey-Trail Z50A

Не каждый байк можно продать на аукцио­не за рекордные 57 250 фунтов стерлингов (порядка 77 500 долларов), в два раза превышающие стартовую цену лота, как случилось с мотоциклом Джона Леннона. На этой крохе музыкант не мчался по легендарному шоссе 66, также известному как «Главная улица Америки», или «Мать Дорог». Он вообще не был большим поклонником авто и мотопрома, то ли дело яхты! На мини-байке с 1969 по 1971 год Леннон разъезжал по окрестностям своего поместья в Суррее. Перед эмиграцией в Штаты Леннон распрощался со своей красной «макакой». Но она попала в надежные руки, которые берегли ее как зеницу ока почти полвека…

Jawa 350/638

Чешская модель, вышедшая перед самой перестройкой, стала пределом мечтаний пацанов в лихие 90‑е. Была эта незатейливая машина, получившая в народе прозвище «Скамейка», и у воронежского парня Юрия Клинских, он же Юрий Хой, он же лидер мегапопулярной тогда панковской группы «Сектор Газа». Однажды на своем байке Хой попал в аварию. Наверное, тогда и родилась песня «Ява», разухабистая под стать безбашенным годам: «До отказа ручку газа накрутил. Тьфу ты! Черт! Другой я бабку зацепил! Ну и пусть! Была бы техника цела! Бабок много, ”Ява” у меня одна».

«Урал М-72»

Утробный рык моторизованных колонн армии вермахта, вступающей в оккупированный город, стал одним из символов фашистской агрессии. В советской армии мотоцикл не получил такого распространения, как у немцев, и все же и у нас был свой герой войны – «Урал М-72», который с пулеметом Дегтярева на коляске дошел до Берлина. Стоит признаться, что единственный отечественный мототяжеловес был скопирован с вражеского BMW R71 и, к сожалению, нашим инженерам было далеко до немецкой точности, поэтому М-72 был не столь совершенен, как оригинал. Но и на счету мотоциклистов немало подвигов… Ну и бонус: советский «Урал» с коляской несколько лет назад приобрел Брэд Питт, большой ценитель мототехники.

Л-300

Первый серийный советский мотоцикл Л-300, производство которого развернулось в Ленинграде с осени 1930 года, не избежал экранной славы. На одном из 18 985 довоенных экземпляров Л-300 ездит старший лейтенант Колчин, герой фильма «Сердца четырех». Этот мотоцикл в Красной Армии применялся в качестве машины связи и разведки, но в кино он стал причиной любовной неразберихи, в которую попали две сестры (одну из них сыграла Валентина Серова, та самая муза Константина Симонова, вдохновившая его на создание стихотворения «Жди меня») и бравый танкист. Эта веселая, почти водевильная история могла стать хитом 1941 года, но ее премьере помешала война, и на экраны она вышла только в 1944 году.

Zündapp

Продукцию нюрнбергской компании особенно любил легендарный разведчик Рихард Зорге (агентурный псевдоним Рамзай). И однажды страсть к скоростям едва не привела к провалу всей его агентурной сети в Токио, контролировавшей ситуацию на Дальнем Востоке. События, произошедшие ночью 13 марта 1938 года, породили массу самых разных домыслов и легенд, чтобы разобраться в них, нужен не один десяток страниц. Но если отбросить все эти шпионские игры, то в сухом остатке мы имеем главное: Зорге на полной скорости врезался в стену американского посольства. «Красивее я не стал, – шутливо писал Зорге своей жене. – Прибавилось несколько шрамов и значительно уменьшилось количество зубов». Шутить было легко, потому что секретные документы, которые лежали в кармане раненого мотоциклиста, товарищи по разведке успели вытащить раньше японской полиции. А если бы японцы были пошустрее, жизнь Зорге завершилась бы уже в 1938 году и осенью 1941 года Сталин не получил бы донесения о решении Японии не нападать на Советский Союз. В итоге 18 хорошо укомплектованных и обученных сибирских дивизий были переброшены под Москву.

Brough Superior SS100

Эту марку вручную собиравшихся мотоциклов очень любил Томас Эдвард Лоуренс, больше известный как Лоуренс Аравийский. Национальный герой Британии, сумевший поднять арабов на борьбу с турецким игом и принесший на Ближний Восток тактику добиваться своего с помощью взрывчатки, приобретал только Brough и каждый новый байк называл только Джорджем. Но однажды очередной стальной конь подвел своего хозяина – пытаясь уйти от наезда на детей, Лоуренс получил смертельные травмы. Смерть героя подтолкнула молодого нейрохирурга Хью Кэрнса к исследованию смертельных ДТП с участием мотоциклистов и в итоге привела к внедрению мотоцик­летных шлемов.

«Все люди во все эпохи разорялись на дорогих лошадей, или верблюдов, или корабли, или машины, или мотоциклы, или самолеты: все стремились бежать, или идти, или плыть как можно быстрее. Скорость – вторая древнейшая страсть в нашей природе, и нашему поколению посчастливилось, что оно может отдаваться ей за лучшую цену и более массово, чем наши предки». (Лоуренс Аравийский)

Елена Боброва

Предыдущая статья

Королевство оксюморона

Следующая статья

Игра, идет игра!