История

Футбол играет в кино

Футбол не зря называют игрой № 1. Среди миллионов ее поклонников немало и кинематографистов. Известный киновед и спортивный комментатор Алексей Дунаевский многие годы собирает материал о фильмах про футбол. 9 июля на Ленфильме состоялась презентация его книги «Кино. Ленфильм. Футбол».

Книга Алексея Дунаевского рассказывает о том, как создавались любимые фильмы о футболе, как шел подбор актеров, кто из именитых спортсменов участвовал в съемках, консультировал кинематографистов. Использованы уникальные материалы: Ленфильм предоставил для издания фотографии, афиши, сценарии и другие ценные документы. Автор много работал в архивах, библиотеках, музейных фондах России и зарубежья, брал интервью у непосредственных участников событий или их родственников. Через социальные сети активно общался с целой армией поклонников футбола, которые помогли ему в сборе информации и данных, так что книгу можно считать поистине народной.

В истории кинофутбола без интриги не обошлось. Снимать об игре № 1 начали еще в эпоху немого кино. Уже тогда определились главные темы: любовь, интриги, талантливые спортсмены – виртуозы мяча, и, конечно, сама Игра. Казалось, первые фильмы должны были появиться на родине футбола, в Англии. Но родоначальниками жанра многие годы считались немцы. Именно в Германии в 1927 году был создан первый классический игровой фильм «Одиннадцать чертей». Картина очень известная, ее показывали и в СССР. Сюжет у фильма весьма замысловат. На окраине большого города рабочие, таксисты и учителя организуют свою команду и смело бросают вызов хорошо оснащенному клубу. Уже в этом фильме режиссеры нашли рецепт «хорошо сделанного» спортивного кино: талантливый самородок делает блестящую карьеру, его переманивают именитые соперники, но побеждает командный дух, перебежчик возвращается, и с его помощью его товарищи добиваются еще больших успехов, а главным вознаграждением для героя становится не только заветный гол, но и любовь прекрасной девушки. Немцы первые? Этого англичане пережить не могли. В 1930-м они сняли картину «Великая игра» и гордо сообщили: это первый фильм, где футбол – центр повествования. Съемки проходили на домашнем стадионе уже тогда знаменитого клуба «Челси». В фильме снимались выдающиеся футболисты того времени Эндрю Уилсон, Джордж Миллс и Сэм Миллингтон, не менее знаменитые, чем ныне Бекхэм.

Впрочем, напрасно спорили англичане и немцы. Как утверждает Дунаевский, первую картину о футболе сняли в СССР в 1925 году. Фильм «Советский воздух» рассказывал о приключениях футболиста на румынской границе, куда случайно залетел пробитый им мяч. А в Ленинграде в 1920-е годы советский режиссер Альфред Доббельт создал сразу ряд популярных спортивных комедий – «Спортивная лихорадка», «Конкурс на…». Увы, режиссера-первопроходца спортивного кино репрессировали в сталинские годы и его фильмы не сохранились. О них и их успехе сегодня можно узнать только по старым газетам. Тем не менее автор книги «Кино. Ленфильм. Футбол» Алексей Дунаевский продолжает свое исследование темы и уверен, что где-нибудь в запасниках Госфильмофонда ему удастся найти проржавевшие бобины этих раритетных картин. Порукой тому может быть история небольшой ленты «Сон болельщика», считавшейся утерянной. Ее снял классик советского кино Герберт Раппапорт. Уроженец Вены, после аншлюса он уехал в США, в Голливуде его нашли и переманили в СССР. Практически всю свою жизнь Раппапорт трудился на Ленфильме, создав блестящие детективы «Два билета на дневной сеанс», «Круг», «Сержант милиции» и другие. Но, оказывается, нашего Герберта Морицевича не забыли в Австрии. Его и там считают национальным классиком. Поэтому Музей кино в Вене собирает и бережно хранит все фильмы мастера. С помощью сына режиссера Дунаевский обнаружил «потерявшийся» фильм «Сон болельщика», который теперь можно посмотреть и в нашей стране. Вот так работа над книгой позволила вернуть из небытия выдающиеся фильмы.

Но не менее интересны истории создания тех картин, которым повезло куда больше, и они и сегодня появляются на экранах телевизоров. В каком фильме впервые прозвучала песня со словами: «Чтобы тело и душа были молоды», ставшая настоящим гимном отечественного спорта? Чем помог «Старик Хоттабыч» нашей футбольной сборной? Как возникла идея матча в блокадном Ленинграде? В каком фильме на монтаже тела и головы актеров склеивали с… ногами футболистов «Зенита»? Об этом и многом другом можно узнать в книге «Кино. Ленфильм. Футбол». Как подчеркивает Алексей Дунаевский, выход издания не закрывает тему кино и футбола, ведь в мире ежегодно снимаются десятки фильмов о футболе. Так что исследование продолжается, и автор приглашает присоединиться к этой работе всех желающих – и любителей кино, и любителей футбола. Для этого на сайте Ленфильма появилась специальная страничка, где каждый может высказать свое мнение и поделиться информацией.

Артемий Аграфенин

Предыдущая статья

Что принес нам месяц… август

Следующая статья

Человек у окна