Будущее

В Питере – жить!

В рамках проекта «Экобудущее» российские и зарубежные волонтеры разрабатывали проекты, объединенные концепцией «устойчивый город». Что кроется за этим понятием? Насколько устойчив в сравнении с другими столицами Европы Петербург? И какой должна стать Сенная площадь, по мнению волонтеров разных стран?

Термин «устойчивый город» заимствован из экономики, впервые его в 1987 году употребил Ричард Регистер. Сейчас это понятие означает гармоничное развитие городской среды. Речь не только об экологии, но и о достойной инфраструктуре. Иными словами, идея устойчивого города подразумевает гармоничное развитие по всем направлениям.

Шаткий Петербург

Эксперты сходятся на том, что Петербургу еще очень далеко до гармонии. Причем в концепцию устойчивого города не вписывается сама парадигма застройки Питера. «Власти бдительно оберегают центр города, ибо это музей и гордость. А вот все остальное развивается, мягко говоря, нерационально, – говорит куратор направления, координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански, – самый очевидный пример – транспорт и дороги. Огромные средства идут на развитие дорожной инфраструктуры, но если посмотреть генплан, на текущий момент не выполнено и половины тех работ, которые должны быть завершены. Непонятно, зачем вообще вваливать миллионы в новые магистрали и развязки, вместо того чтобы за те же деньги сделать более привлекательным общественный транспорт. Что мешает выделить для него отдельные полосы, сделать автобусы и трамваи комфортными и, наконец, конкурентоспособными?»

На службе у…?

Искать причину неустойчивости российских городов можно как в недостаточности бюджетов, так и в отсутствии поддержки со стороны местных властей. Однако, по мнению координатора «Красивого Петербурга», главная проблема – в сознании самих горожан. «Нас долго приучали к тому, что есть партия и чиновники, которые за нас все решат. Такой подход формирует инфантильную позицию населения. Но на самом деле именно мы должны определять, как он будет развиваться. Вместо того чтобы ждать решения проблемы сверху, мы можем и должны сами формировать общественный запрос и ставить перед чиновниками те задачи, которые необходимо решить. Иначе ничего не изменится».

Сенная через призму «Экобудущего»

Одним из самых ярких событий «Экобудущего» стала презентация волонтерских проектов по направлениям: «Устойчивый дом», «Экоупаковка», «Устойчивая мода», «Устойчивая еда», «Экотуризм», «Экообразование» и «Устойчивый город». В рамках секции «Устойчивый город» совместно с российскими коллегами студенты и недавние выпускники из разных стран разработали свои концепции и предложили собственное видение города будущего. Для жителей Северной столицы особый интерес представляет проект реконструкции Сенной площади.

«Традиционно на Сенной была клоака, притягивающая торговцев и всевозможные сомнительные элементы, – говорит Красимир Врански. – В 2013 году Комитет по развитию транспортной инфраструктуры решил выделить 1,2 миллиарда рублей, чтобы построить… подземные переходы! То есть чтобы загнать людей под землю и окончательно вынести Сенную площадь за рамки культурной жизни и туристического трафика. Мы собрали мнения горожан и выяснили, что никто не рад предстоящим изменениям. Зато большинство опрошенных высказались за то, чтоб убрать с площади ларьки, развалы и прочие проявления незаконной торговли. С нашей подачи на городском уровне были приняты соответствующие меры, и Сенная стряхнула с себя незаконные торговые точки».

Активисты, впрочем, пошли дальше и предложили альтернативную концепцию развития Сенной площади. А волонтеры в рамках «Экобудущего», среди которых много урбанистов, архитекторов и инженеров, усовершенствовали видение пространства. «Суть предложений сводится к одному: сделать Сенную не транзитной зоной, проходя через которую, надо крепче прижимать к себе сумку, а местом привлечения горожан и туристов. Мы пришли к выводу, что целесообразно сделать улицу Ефимова пешеходной. Также в районе площади необходимо разместить места для отдыха (хотя бы просто скамейки), дополнить инфраструктуру зелеными насаждениями и декоративными элементами. Один из участков района, глухую зону с минимальной пешеходной загрузкой, предлагаем и вовсе превратить в уличное арт-пространство», – рассказывает Красимир Врански.

Кстати, согласно опросам, петербуржцы хотели бы увеличить число пешеходных улиц и зон (в ходе исследования жители предложили более 80 локаций). так что вполне вероятно в ближайшее время запустится проект пешеходизации города. «Велосипедизация уже запущена. Главное, чтобы был общественный запрос. Будет он, будет и устойчивый город», – резюмирует Красимир Врански.

Наталья Белая

Предыдущая статья

Дмитрий Быков. Танец как метафора новой церкви

Следующая статья

Национальные идеи первопроходцев