Интервью

Цифровое зазеркалье. Поиск Тимура Бекмамбетова

Известный режиссер и продюсер уверен: новое кино будет рассказывать о судьбах людей посредством экранов, соцсетей и мессенджеров.

В конце сентября в прокат выходит детективный триллер «Поиск», спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым. Сюжет фильма вполне традиционен – отчаявшийся отец вместе с детективом ищет свою пропавшую 16-летнюю дочь. Инновационен формат – действие триллера разворачивается на экранах компьютера и других гаджетов героев. Авторство формата Screenlife принадлежит самому Бекмамбетову.

НН Тимур, главная тема фильма – то, что мы не знаем собственных детей. Вспоминаю, как один профайлер советовал родителям: следите за своими детьми в аккаунтах, так у вас есть возможность уберечь их от страшного. Но, с другой стороны, мы нарушаем личное пространство ребенка.

ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ. Нарушать личное пространство плохо, но до того момента, пока не случается ситуация, о которой мы рассказали в нашем фильме. Для ребенка нет ничего страшнее, чем узнать, что родители залезли в его компьютер, а сегодня значит, и в его душу. На этом страхе детей потерять личное пространство построен многомиллиардный бизнес. Существуют самоуничтожающиеся приложения – сообщения автоматически стираются после того, как их прочли. При этом для родителей нет ничего страшнее, чем не понимать, что происходит с их ребенком. Раньше они видели: их сын играет во дворе, кричали: «Миша, вернись домой». Сегодня родители не знают, где их Миша. Может быть, он на сайте благотворительного общества, а может быть, его в эту самую минуту вовлекают в какую-нибудь секту. Так что наш фильм попадает в самую болевую точку для современной семьи. Но мне кажется, если есть любовь, доверие между родителями и детьми, то проблемы не возникает.

НН Но ведь герой фильма любит дочь.

Т. Б. Проблема в их семье возникла не в тот момент, с которого начинается фильм, а раньше, когда он, потеряв жену, ушел в работу. А в итоге потерял и дочь. И вот это самое ужасное, когда он осознает: за милым, любимым лицом его девочки скрывается кто-то совсем другой. И в этом его вина.

НН «Поиск» не только о страхах родителей и детей, но и о страхах, которые порождает цифровой мир.

Т. Б. Да, эта тема очень актуальна – нас страшит мир, который дает нам столько комфорта, но про который мы не понимаем, как он устроен. В нем еще не сложилось никаких моральных устоев, конвенций. На эту тему мы сняли уже семь фильмов в формате Screenlife, который уже полноправно можно считать современным киноязыком. Мы общаемся в Интернете, но с тем ли человеком мы общаемся, как нам кажется? Нам всем надо привыкнуть к тому, что как только ты включил свой гаджет, вышел в Сеть – у тебя больше нет личного пространства. И не важно, пишите вы в фейсбуке посты или нет – фейсбук все равно собирает данные о вас. Сравнивая с действиями людей, похожих на вас, но которые, в отличие от вас, активны в фейсбуке, можно проанализировать, куда вы зашли, сколько раз в день, смоделировать ваш портрет, в итоге даже писать за вас, отвечать на письма без вашего ведома.

НН Но еще более ужасно то, что в будущем мы не сможем скрывать свои мысли – технологии приведут к тому, что будет считываться не произнесенное, а подуманное.

Т. Б. Я уверен, что уже сейчас можно в Интернете определить: то, что вы написали, – правда это или нет. Если перевести в плоскость кино, то с помощью все тех же технологий легко могу понять: врет актер или нет.

НН Почему в последнее время вы с таким упорством снимаете кино в формате Screenlife?

Т. Б. Иначе уже никак. Этот язык – единственный способ наиболее адекватно описать современную цифровую жизнь. Мы же сегодня совершаем поступки, признаемся в любви, ссоримся, зарабатываем и теряем деньги, получая информацию не из личного общения, а через мессенджеры. В любой компании все сидят с телефонами в карманах или руках, и как только разговор перестает быть интересным, все мгновенно переключаются на телефон, начинают проверять почту, сообщения, просто гуглить. Это значит, что жизнь в вашем телефоне важнее, интереснее, активнее. И рассказать про эту жизнь с камерой невозможно – это будет просто наблюдение за человеком, сидящим перед экраном монитора или уткнувшимся в айпад. Парадигма изменилась, и странно делать кино, как прежде. Мы уже создаем в Screenlife-формате трагедии и комедии, триллеры и детективы. Уверен, с каждым годом их будет становиться все больше.

НН Кажется, вы снимаете так «Ромео и Джульетту».

Т. Б. Да, все действие разворачивается в одну ночь на телефонах героев. Такое кино нравится зрителям, когда его смотришь, ты будто за кем-то подглядываешь, поэтому ощущения реальности сильнее. Не случайно наши Screenlife-фильмы получают на кинофестивалях призы зрительских симпатий. «Профайл» зрители отметили на Берлинале, «Поиск» получил такую награду на Sundance (фестиваль американского кино авторы «Поиска» покинули еще с двумя наградами – за креативное продюсирование и «за лучшее использование технологий в художественном кино». – Прим. ред.). Вот вы смотрели «Поиск» полтора часа, вам было скучно?

НН Нет, конечно, хотя бы в силу новизны. Но этот язык мгновенно устаревает. Завтра мышка и курсор будут выглядеть анахронизмом.

Т. Б. Язык будет эволюционировать вместе с нашей жизнью. Мы уже выпускаем фильмы, где нет мышки. В проекте «1968.Digital» действие происходит на экране мобильного телефона («1968.Digital» – первый документальный сериал в вертикальном формате. Он рассказывает о бурных событиях полувековой давности так, как если бы у героев фильма были смартфоны. У зрителей есть возможность заглянуть в инстаграм Энди Уорхола или чат «Битлз» в WhatsApp. – Прим. ред.). Новые приложения и гаджеты будут генерировать идеи для свежих сюжетов.

НН Может, люди все же будут особенно ценить «бабушкины» форматы? Не случайно сейчас популярен self-made, и издатели говорят, что бумажные книги стали покупать в два раза больше.

Т. Б. Не слушайте издателей, им надо монетизировать свое дело. Я не верю, что прошлое вернется.

НН Но опять же не случайно развивается экотуризм – люди хотят бежать от виртуального мира в реальный.

Т. Б. В леса и в горы все равно едут с айпадом.

НН Который ни черта там не ловит.

Т. Б. Хорошо, тогда просто посчитайте, сколько процентов людей едет куда-нибудь на Гоа. Огромная масса народа, которая как раз и ходит в кино, живет другой жизнью – они едут к себе в деревню, на дачу, к друзьям на озеро, на рыбалку. На футбол. Они тоже боятся этой странной цифровой жизни, постоянно слышишь, как девушка обвиняет своего парня, или наоборот, что он/она вечно сидит в телефоне. Для кого-то это огромная проблема, а для кого-то – счастье. Ты живешь в Москве, а твоя возлюбленная – во Владивостоке, и по Skype признаваться в любви друг к другу – это же здорово! Надо просто научиться жить в этом мире, понять его границы.

Елена Боброва

Предыдущая статья

Мировая премьера хоррор-мюзикла «Лолита»

Следующая статья

Концепция космической капсулы и спортивные гены

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*