Искусство

Рыцари театра

Театр им. В. Ф.Комиссаржевской под закрытие сезона, 29, 30 июля, покажет премьеру – трагикомедию Рональда Харвуда «Костюмер», своего рода оду во славу Театра.

Написана пьеса была в 1960-е годы прошлого столетия, и она сразу оказалась в ряду театральных бестселлеров нашего времени. И неудивительно: там две главные роли, за которые любой актер продаст свою бессмертную актерскую душу. Зрители тоже охотно смотрят «Костюмера», потому что всегда манит заглянуть в закулисный мир людей искусства.

История эта рассказывает о провинциальной труппе актеров, которые разъезжают по городам и весям Англии, играя шекспировский репертуар. Неожиданно заболевает руководитель труппы сэр Джон, исполняющий все главные роли, вечерний спектакль под угрозой срыва. Но всем известно, что люди искусства – фанатики, они готовы выходить на сцену в любом состоянии. Классическая история со знаменитой мхатовской актрисой Ольгой Андровской, которая приезжала на спектакль «Соло для часов с боем» из больницы, порхала в роли пани Конти, а тем временем ее ждала неотложка, чтобы везти назад в больничную палату, где она и умерла. Вот так и сэр Джон находит в себе силы вернуться из больницы, чтобы сыграть свою коронную роль короля Лира. Ему помогает костюмер Норманн, который провел долгие годы, словно растворившись в жизни великого трагика. Они антиподы, составляющие единое целое, и до последнего будут внушать всем надежду, что спектакль состоится. Рональд Харвуд сам служил и актером и костюмером, так что о невидимых публике слезах и страстях, радостях и горестях он знает не понаслышке. «Явись перед премьерной публикой и обнажи душу, по временам ставь на карту жизнь, подставляй спину под бичи критиков и живи так из года в год с чувством возрастающего страха, ибо легче вскарабкаться, чем удержаться наверху!» – кричит герой пьесы, и этому крику души веришь.

Но особый накал происходящему добавляет время действия – 1942 год, старый и больной актер, повинуясь своему долгу, репетирует под бомбежкой и взрывами. Для Театра им. Комиссаржевской это не пустой звук, удивительно даже, что здесь раньше не обращались к этой пьесе​, тем более имея в труппе такого актера, как Иван Краско, и хорошо, что все же роль сэра Джона досталась «дяде Ване». «Когда я эту пьесу выбирал, – говорит режиссер спектакля Алексей Утеганов, – и собирался ставить ее в Мариуполе, где сейчас идет война, то никак не мог подумать о совпадениях, которые случатся здесь, в Петербурге. Оказывается, действие пьесы происходит в 1942 году в Британии. В это время здесь была блокада Ленинграда, в это время организовывался этот театр, в это время происходило то, что будем праздновать в октябре (75-летие театра). Герои пьесы жили, играли спектакли во время войны, их бомбили, и они решали – продолжать спектакль или нет. Мне кажется, и в этот период перед актерами были абсолютно те же проблемы. Многое совпадает с нами, с нашей историей».

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Сезон высокого искусства

Следующая статья

Внучка Юсупова: я не верю