Дизайн

Разумный дизайн

«Если вам не нужна вещь, удерживайтесь от покупки», – убежден знаменитый французский дизайнер Патрик Норге. Мы с ним встретились на форуме «Архиважно!» и выяснили, почему он призывает к ограничению, хотя в силу своей профессии должен был бы стремиться к обратному.

Но для начала ликбез. Патрику Норге (Patrick Norguet) повезло в самом начале карьеры, когда он получил приглашение на оформление витрины от Louis Vuitton. Заказчик остался доволен, и с тех пор Норге разрабатывает интерьеры таким заказчикам, как Mc’Donalds, Sofitel, Societe Generale, сеть отелей Okko. В мире предметного дизайна Патрик прославился в 2000 году, создав стул Rainbow – склеил пластины прозрачного цветного пластика и изобрел новый способ производства мебели. И сейчас дизайнер в каждом проекте воплощает новые идеи, соединяет рациональный подход со свободой творчества.

Вы наверняка миллион раз видели, а то и сидели в кресле Nef, и даже не подозревали, чьего ума это творение. Оно, хотя и предназначено для интерьера, говорит об открытом воздухе, о переплетении снастей и тонкой графике парусных судов. Спинка заполнена сетью шнурков из полиэстера: изящно и просто. А его уличное кресло Jacket представляет собой металлический скелет, одетый в куртку на пуговицах. «Одежда» сшита из новой ткани, приятной на ощупь и пригодной для улицы. Костюм для кресла служит и обивкой, и сиденьем: напоминает традиционный рыбацкий стул.

Когда Патрик говорит, что «каждый предмет – это история», он имеет в виду и процесс производства, и саму вещь как образ. История создания любого стула длится около двух лет – от эскизов до выпускной фотосессии, которая будет презентовать продукт в рекламных кампаниях. По мнению дизайнера, потребитель должен это понимать. Кто знает, сколько труда многих людей вложено в производство, сколько переговоров и мозговых штурмов сопровождали воплощение проекта, тот более ответственно относится к выбору предмета.

Со своей стороны Патрик стремится сотрудничать с теми компаниями, что делают качественную продукцию из надежных материалов. «Мы не меняем стулья так часто, как платья в гардеробе», – говорит он. Кресло Stem выполнено из алюминия. В проекте было дерево, но оказалось, что это будет слишком дорого. Поэтому Патрик придумал заменить материал, а соединения сделать пластиковыми. Органичная классическая форма позволяет креслу занять свое место в повседневном мире частного интерьера, а долговечный материал позволяет пользоваться им десятилетиями. Кстати, о времени. 12 лет назад в одном интервью он говорил о культуре потребления и заметил: «Если вам не нужна вещь, удерживайтесь от покупки». И его подход за последние годы не изменился, напротив, он все больше ратует за разумное потребление.

– Я не политик, я дизайнер, – начал наш разговор Патрик. – Но очевидно, что всех нас все больше и больше волнуют проблемы окружающей среды. Ученые утверждают, что проблема номер один – это энергия. А чем больше мы производим, тем больше энергии потребляем. И единственный выход – производить только необходимые товары. Для этого нужно быть образованным, иметь определенную культуру. Нужно уйти от неосознанного потребления, ведь это лишь удовлетворение своего эго. Дизайн – часть этого процесса производства-потребления, и от нас тоже зависит его разумность. Поэтому я за интеграцию новых технологий, научного подхода и новых техник. К примеру, я работаю с компанией, которая производит керамические изделия для стен и пола. Это очень крупная компания, и она использует новые технологии. Так, у них есть плиты формата 3 метра на метр и толщиной 3 мм, и со временем они полностью перейдут на этот формат. Делая такие тонкие плиты, они экономят энергию для производства и транспортировки.

– Если говорить о конечных потребителях, какой совет вы могли бы дать нам? Как быть, если хочется и обновить интерьер, и сделать это в русле разумного потребления?

– Во-первых, надо получать удовольствие от использования. Эту мысль надо развить: например, по статистике, каждый четвертый ребенок в мире зачат в кровати ИКЕА. Иначе говоря, покупайте кровать, чтобы получать удовольствие. Я шучу, но в принципе в этом есть идея. Интерьер должен отражать нашу жизнь, наши отношения в семье, наши воспоминания. Не нужно повторять стереотипные решения, которые мы видим в магазинах. Искусство дизайна – это соотношение предметов и пустого пространства, вещи должны быть расположены так, чтобы они гармонировали между собой и чтобы они могли рассказать собственную историю. Освещение тоже очень важно: свет добавляет атмосферности, вызывает у нас определенные эмоции. Свет свечи не то же самое, что свет ночника. Очень важен выбор качественных лампочек. И наконец, играйте цветом в интерьере. Тяжело говорить без конкретного примера, поэтому давайте посмотрим на Петербург: фасады окрашены в разные цвета, при этом они играют между собой, что придает городу определенный шарм и красоту. Вот вам цветовое решение.

В преддверии лета в Петербурге впервые прошел Креативный форум инвестиционной привлекательности архитектуры и дизайна под названием «АрхиВажно!», в рамках которого дизайнеры предлагали свои невероятные идеи в качестве помощи инвесторам, чтобы те, в свою очередь, увидев выгоду от вложений в недвижимость, помогли современному зодчеству финансами! А звезда мирового дизайна Патрик Норге, посетивший наш город по приглашению организаторов форума, помог мудрыми советами и тем и другим.

Александр Смирнов

По словам генерального продюсера проекта Александра Смирнова (DRESS CODE Agent), Креативный форум инвестиционной привлекательности архитектуры и дизайна будет проходить в Санкт-Петербурге дважды в год (весной и осенью), продолжая поиск оригинальных идей, привлекательных объектов, перспективных проектов и новых инструментов повышения эффективности инвестиций, чтобы раз за разом отодвигать границы возможного все дальше и, вероятно, временами совершать по-настоящему революционные открытия.

Оксана Попугаева

Выставка невероятных изобретений дизайна, способных удивить даже самых искушенных инвесторов. Для экспозиции «ReDesign: оправданная роскошь», представляющей собой глобальную интерактивную инсталляцию, креативный директор проекта – успешный российско-американский дизайнер и уникальный специалист в области психологии дизайна Оксана Попугаева – отобрала десять самых оригинальных инноваций (дизайн-продуктов и технологий), способных повышать доходность пространств!

Организаторы проекта: DRESS CODE Agent и Innovation Design School.

Стратегические партнеры: Ассоциация WealthInterPro, Финансовая Группа QBF, Инвест-проект Schuchmann, Агентство PM Production.

Официальные партнеры: Kaldewei, Komplekthouse, Mono, Premio, Sonicology, TECE, Vincent, «Невадо», «Пента», «Принцип NOVO», Консультационно-юридический центр «Наследство», Благотворительный фонд СПАС, GMTClinic, PerfectSmile, SOTHYS, DIPLOMAT.

Генеральный информационный партнер: «На Невском».

Анна Рыбалка

Предыдущая статья

Дорога на Крым

Следующая статья

Наследие и традиции модных домов