Культура

Не Шишкин, а Ложкин

В Петербурге показали работы «самого популярного художника Рунета».

Точных подсчетов никто не проводил, но кто не знает персонажей Васи Ложкина – хмурых бабок с топорами, суровых мужиков в тельняшках, человекоподобных свиней и, конечно, котиков? Они превратились в популярные мемы о нашей действительности, среди которых можно найти картинки практически на все случаи жизни – ими поздравляют с праздниками, комментируют общественные события или просто веселят друг друга в переписке. Но всенародная любовь выплескивается и за пределы Сети – Ложкин с успехом выставляется во многих городах России. Вот и в Питер он недавно привез солидную (больше 50 работ) персональную выставку.

Сложно придумать лучшую локацию для ложкинских чудиков, чем галерея «Свиное рыло», спрятанная во внутреннем дворе и со входом по звонку. Сам антураж выставочных залов, декорированных чучелом вепря и рисованными рыльцами, и даже крутая темная лестница на последний этаж, которую предстоит преодолеть всем посетителям перед встречей с прекрасным, отлично гармонируют с творчеством Ложкина.

На открытии выставки все ждали самого художника. И когда в зал вошел богемного вида мужчина с усами и бородой, один из посетителей бросился к нему с просьбой о совместном фото. С удовольствием попозировав рядом с картинами, незнакомец на слова благодарности невозмутимо ответил: «Всегда рад, только я не Ложкин! Он такой же, но с серьгой в ухе». Конфуз не случаен, ведь, в отличие от работ Ложкина, его самого в лицо знают совсем немногие. А большинство постящих его картинки в социальных сетях и вовсе не подозревают о том, кто их автор. Но, оказывается, этот факт совсем не смущает Алексея Куделина, скрывающегося за творческим псевдонимом Вася Ложкин. Он все-таки показался публике на открытии выставки. И согласился дать «На Невском» блиц-интервью:

НН Ваша прошлая персональная выставка состоялась в Петербурге ровно год назад. В этом году вы привезли что-то новое?

Вася Ложкин. Здесь почти все картинки новые. Кроме двух или трех, которые, как говорится, хранятся в запасниках музея – то есть в коллекции галереи.

НН А мультипликация, которая транслируется на экране за вашей спиной? Это клип вашей группы?

В. Л. Нет, это вообще отдельная история, я к ней не имею никакого отношения. Это кто-то взял моих персонажей и сваял видео. Довольно мрачное.

НН То есть вы свое творчество не расцениваете как мрачное?

В. Л. Нет, что вы, у меня все веселое!

НН А жанр? Вы свои работы относите к какому-либо жанру?

В. Л. Я бы назвал их плакатами.

НН Как вы относитесь к статусу «самого популярного художника Рунета»?

В. Л. Да нормально. Только не думаю, что я самый популярный. Есть много художников – Ёлкин, Корзун, – чьи работы тоже сильно разошлись по Сети. Но мои да, в ходу. Например, в одном мессенджере есть стикеры с моими рисунками, не знаю, кто их делал, но очень мне нравятся.

НН И вас не смущает нарушение авторских прав?

В. Л. Нет, эти стикеры меня веселят. Я не против того, чтобы мое творчество гуляло по Интернету. Чем больше людей его увидят, тем лучше. Они очень красивые, а наши люди тянутся к прекрасному! Особенно осенью и весной. Это самый пик тяги. Плюс в них каждый видит что-то свое.

НН У вас очень узнаваемые типажи и даже пейзажи.

В. Л. Я стараюсь изображать довольно простые, выпуклые образы. Например, данная выставка называется «Ничего лишнего» – то есть все максимально просто, без полутонов. Минимализм. Что называется, «грубо вырубленное топором». Но при этом в каждой работе есть даже некий сюжетный конфликт. Вот, например, картинка, на которой бабушка надевает козлику на рожки бантики. Он такой недоумевает, а она ему говорит: «Потому что сегодня праздник!», а в дверь в это время заходит дядя такой с ножом. Тоже потому что сегодня праздник.

НН И при этом вы не считаете свои работы социальной сатирой?

В. Л. Нет, я не люблю их так называть.

НН Например, в этом зале все работы черно-белые. Вы хотите сказать, что это совсем никак не коррелирует с окружающей действительностью и среднестатистическим осенним российским пейзажем?

В. Л. Это коррелирует с вышесказанным таким образом, что я часть этого всего. Я здесь живу, я дышу этим воздухом, и я такой тоже черно-белый отчасти. Эта, конечно, такая российская, даже, скорее, постсоветская история. Мои картинки нравятся людям, живущим в Казахстане, на Украине, в Прибалтике, в Америке, – тем, кто понимает русский язык. У меня почти на всех картинах присутствуют небольшие надписи на русском языке. Это же плакатное творчество, а на плакате обязательно должен быть какой-то посыл и призыв! Поэтому мои работы непонятны иностранцам… А я просто их люблю чисто эстетически. Но, кто знает, может быть, к следующей выставке в Петербурге сделаю много разноцветных работ. Например, скоро начинается выставка в Екатеринбурге – там все будет другое. Она называется «Во имя любви», и там все только про любовь.

Мария Рогалёва

Предыдущая статья

Настоящие сливки общества будущего

Следующая статья

Игорь Бутман: мы научились играть джаз