Дизайн

Дизайн в Милане: призрачное счастье

Апрель выдался ярким: синий, зеленый, розовый, терракота, горчично-желтый, бирюза и – для контраста – полсотни оттенков серого. Миланская выставка Salone del Mobile всегда поражала разнообразием. В главных тенденциях нынешнего года – саби-ваби, архетипические символы и африканские мотивы, стиль 1980-х, немного алхимии и чуть мистики – для остроты. Всячески открещиваясь от постмодерна, мы, кажется, заново в него погрузились, причем с головой. На выставке в Милане это наглядно продемонстрировали более чем две тысячи экспонентов, прибывшие из сорока трех стран.

Не только цвета, но целые эпохи смешиваются в домашних коллажах швейцарского производителя Vitra. Пластиковый стул Eames – явный символ 1950-х – соседствует с современным диваном Vlinder от голландки Хеллы Йонгериус (Hella Jongerius), который хоть и придуман только что, но живо напоминает о 1970-х своими громоздкими формами и обивкой в стиле пэчворк.

Немецкий мебельный лейбл Cor представил коллекцию Nenou: интерьер, решенный в оттенках красного. Красное здесь все, от радиатора до выключателя. В основе мягкой мебели – абсолютно красной – конусовидные формы с различными вырезами и изгибами. Радикально.

Впечатляет коллекция предметов интерьера от Hermès, особенно лампы Halo и Hècate, созданные дизайнерами Barber & Osgerby из черного гранита и белоснежного лиможского фарфора. Дорого? Да. Красиво? Невозможно!..

Среди явных фаворитов – переливчатое цветное стекло, многочисленные светящиеся объекты, благородный камень, мягкий велюр, пестрые орнаменты, а еще нарочито грубые ремесленные поделки из керамики, дерева и травертина.

Любовь к 1980-м накрыла Louis Vuitton, Moooi, Cassina, Studiopepe, Sawaya & Moroni, Nilufar Depot и «мистиков» Эмильяно Сальчи (Emiliano Salci) и Бритта Морана (Britt Moran) из Dimore Studio. Неоновые цвета, геометрические принты, латунь, зеркала. Функция не всегда первостепенна. Многие выставочные стенды напоминают об инсталляциях актуальных художников. Граница между дизайном и искусством совсем истончилась. Но, в конце концов, и искусство, по мнению великого Пикассо, это «исключение ненужного».

Ксения Бандорина, культуролог дизайна, доцент СПбГХПА им. А. Л. Штиглица, о миланской выставке и актуальных тенденциях:

– Со временем из профессионального форума i Saloni превратилась в общедоступное развлечение, тусовку, своеобразный интенсив для начинающих. Кто-то подсматривает свежие идеи, но многие просто «селфятся» и «сторятся». Нужно понимать, что как только дизайн становится массовым, дешевым, доступным, тут же появляется необходимость добавить ему ценности. Отсюда актуальный сегодня тренд, балансирующий на грани между собственно дизайном и чистым искусством. Если представленный на выставке предмет далек от понятия «арт», он непременно превращается в героя умопомрачительной инсталляции, иначе нельзя. Начнем со светового дизайна. Главный акцент – на взаимодействие с предметом: источник света можно переносить с места на место, управлять им с помощью звона бокалов или «включать» собственным дыханием, как Preciosa Lighting. Что касается мебели, то на волне увлечения модой 1970–1980-х переиздаются десятки моделей, причем большинство в новых материалах и с дополнительными функциями. Другая заметная тенденция – конструктивизм как новый минимализм. Я про вещи из самых простых материалов. Яркий пример – оригами-стул из фанеры от Альфредо Хэберли для Alias. «Делать простые вещи еще проще!..» – заявляет Константин Грчич, демонстрируя кресла Cup Lounge Chair и Fila.

Екатерина Гофман, художник, о взаимопроникновении искусства и дизайна:

– Художник или дизайнер? До середины XX века такого вопроса не существовало. Условного дизайнера отлучили от большого искусства манифестанты Баухауса, хотя цель изначально была обратной – провозгласить равенство между прикладными и изящными искусствами. Теперь, спустя десятилетия, лаконичные и эргономичные предметы многим наскучили. И здесь на помощь приходит художник. Он не сильно заботится о прикладных свойствах предмета, а исходит от внутреннего импульса, творит просто так. В последнее время многие люди, среди которых есть и наши соотечественники, научились ценить художника, в том числе и в себе. Молодежь по выходным не гуляет – все ходят по выставкам, лекциям. Семейные пары, прихватив малолетних отпрысков, отправляются на мастер-классы – пишут маслом или лепят горшки. Понятно, что далеко не каждый купит картину или скульптуру, но практически любой может позволить себе продукт коллаборации художника с крупными производителями одежды, мебели, посуды. Возникшая потребность в чистом искусстве заставляет многих дизайнеров создавать не просто предметы, а целые произведения, моделировать окружение. И художник в эту игру включается с легкостью. Так можно продать свою работу – пусть не на холсте, а на тарелке, и не в галерею, а кому-то в буфет. Истинных коллекционеров на свете мало, а потребителей, ценящих эстетские вещи, много.

Нина Филюта

Предыдущая статья

Александр Рогов: «Мой любимый тренд – быть собой!»

Следующая статья

Ваш косметолог. Честная косметология

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*