Искусство

Черный квадрат

В Петербург едут и как в колыбель трех революций. На самом деле на берегах Невы произошло четыре события, перевернувших мир. Одну из революций произвел единолично Казимир Малевич, называвший себя президентом космического пространства.

В декабре 1913 года продвинутые петербуржцы увидели футуристическую оперу Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем». В 5-й сцене 1-го действия вместо солнечного круга появился черный квадрат – по идее Малевича, это олицетворяло победу человечества над пассивной природой.

Спустя два года на свет появился тот самый «Черный квадрат». Некоторые считают, что эта картина дала новый отсчет в истории цивилизации. Недоброжелатели выносят приговор: это начало разложения и уничтожения классического искусства, «черная дыра», в которой исчез Художник, а остались лишь самодовольные прагматики, знающие, почем земная слава. Многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Кстати, «Черный квадрат» вовсе не черный и даже не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна другой стороне. А темный цвет – это результат смешения различных пигментов, среди которых не было черного. И, наконец, у «Черного квадрата» «двойное дно» – сперва была написана кубофутуристическая композиция, затем протосупрематическая и только затем сам квадрат. По одной версии, Малевич создавал картину несколько месяцев, по другой – в лихорадочной спешке на первом попавшемся холсте, замазав его черной краской. Как было на самом деле, художник умолчал, лишь загадочно заметил: «Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал…»

Сегодня знаменитая картина находится в Третьяковской галерее. В Питере квадратов два. Один из них был создан специально для Русского музея в 1923 году. Правда, сам Малевич только наметил фигуру, а исполняли его ученики Николай Суетин, Анна Лепорская и Константин Рождественский. Еще один вариант – в Эрмитаже. С ним связана полудетективная история: «квадрат» загадочным образом всплыл в 1993 году, когда неизвестный принес его в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Картина счастья банку не принесла – он разорился, а «Черным квадратом» рассчитались с кредиторами. А потом ее приобрел Владимир Потанин за миллион долларов и передал в Эрмитаж. Стоит заметить: самый главный «Черный квадрат» в скверном состоянии, и есть опасение, что через полвека скандальный шедевр погибнет. Может быть, тогда искусство вернется в доквадратное состояние?

Малевич не был первопроходцем со своим неоднозначным шедевром.

1617 год. Ровно 500 лет назад оккультист, алхимик и, возможно, член тайного общества розенкрейцеров Роберт Фладд, призываю-щий к альтруистической помощи ближнему, создал картину «Великая Тьма» – черный прямоугольник, со всех сторон ограниченный белыми полями, на которых Фладд написал по-латыни: «И так до бесконечности».

 

 

 

1854 год. 22-летний Поль Гюстав Доре выпустил книгу-альбом «История Святой Руси», которая начиналась с «черного квадрата», подписанного так: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков».

 

 

 

1882 год. Поэт Пол Билход создал картину с неполиткорректным на нынешний взгляд названием «Ночная драка негров в подвале». Никакой концептуальности – просто шутка поэта.

 

 

 

 

1893 год. Альфонс Алле, журналист, писатель и автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра», выставил картину «Битва негров в глубокой пещере темной ночью».

 

 

 

Впервые Малевич явил свой «Черный квадрат» на итоговой футуристической выставке «0, 10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января 1916-го). Художник сознательно поместил черную дыру в сакральном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы. Согласно реестрам «Сотбис», стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов. Кстати, своим «Черным квадратом» Малевич внес лепту не только в искусство, но и в психологию. В теории психологии масс существует понятие «эффект Черного квадрата», на основе которого Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов: «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой».

Предыдущая статья

Песни великой страны

Следующая статья

Всемирный день окружающей среды