Город моей мечты - Петербург 2100

Культурная онлайн-революция

Культура и искусство нуждаются в цифровизации не меньше, чем экономика. Но готовы ли они к новой реальности? И да и нет. Об этом говорили на прошедшем в Кемерове первом межрегиональном сибирском форуме-фестивале «Цифра в культуре и искусстве».

Текст: Галина Сергеева

Сетевая жизнь удалась

Пандемия коронавируса обострила давно назревшую революционную ситуацию в нашей культуре. Театры, концертные залы и музеи во время тотального карантина не могли работать, а люди не хотели оставаться без спектаклей, звездных гастролей и выставок. Когда кто-то чего-то не может, а кто-то чего-то не хочет, и происходит революция. В данном случае она приняла облик цифровизации.

Весной культурная жизнь метнулась в Сеть и начала там процветать. На глазах у изумленной сетевой публики рождались новые театральные жанры, снимались домашние сериалы. Изобразительное искусство тоже явилось миру в новых увлекательных форматах.  Летом карантин ослаб, однако цифровизация культурной жизни продолжилась.

В октябре на портал культура.рф зашло около восьми миллионов человек. В три раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Серьезно выросла молодежная аудитория. Это подтверждает и Ольга Свиблова, директор московского Мультимедиа Арт музея. Более того, запущенный недавно межмузейный портал, рассказывающий об истории России в фотографиях, удивил самих музейных работников быстрым набором популярности. На ресурсе размещено 300 тысяч оцифрованных фотографий из 150 источников – региональных и столичных музеев. Раздел, посвященный Великой Отечественной войне, собрал 40 млн просмотров, в том числе из-за рубежа.

Кемерово Цифровизация

«Только за четыре с половиной месяца карантина мы и наши коллеги из региональных музеев получили сотни запросов на использование имиджей наших фото в книгах и в документальном кино.

Так что цифровизация дает блестящую возможность популяризировать нашу культуру, историю и внутри страны, и за ее пределами».

– рассказывает Ольга Свиблова.

Пути цифровизации неисповедимы

Однако на пути цифровизации культуры и искусства стоит несколько нерешенных проблем. Те же фотографии о войне имеют правообладателей, размышляет Ольга Свиблова. А вопрос авторского права не отрегулирован не только у нас в стране, но и в мире.

Но главная проблема в кадрах: остро не хватает профессионалов, которые бы создавали удобные цифровые продукты. По словам Николая Комлева, председателя совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, 10–15 лет назад государство в лице Минэкономразвития не могло взять в толк, почему нужно больше готовить айтишников и программистов, а не, например, автомобилестроителей. Но сегодня в программу «Цифровая экономика» уже заложено, сколько и каких цифровых кадров нужно ежегодно готовить.

Конечно, необходимо повышать и цифровые навыки самих работников культурной сферы. Для этой цели Минкультуры запустило бесплатные вебинары. Этой формой обучения уже воспользовались 470 тысяч человек.

Креатив на экспорт

В культуру должно быть выгодно вкладывать деньги. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Максим Фатеев привел в пример Европу. Там организации, действующие в сфере культуры и креативной индустрии, зарабатывают более 0,5 млрд евро в год. Это около 5% ВВП стран Европейского союза и 12 млн рабочих мест. Чтобы и россияне могли так же раскрутиться, по мнению Фатеева, нужно изменить налоговую политику и учесть монетизацию культуры при реализации нацпроектов. Пока же эти инструменты только зарождаются.

Хотя что-то уже делается и сегодня. Евгения Данильченко, руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий, рассказала о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт».  В нем заложена программа помощи компаниям для продвижения на зарубежном рынке. Уже сейчас выделяются деньги, которые пойдут на дубляж, субтитрирование, лицензирование, рекламу и прочие важные вещи.

Но и с креативным кластером не все так однозначно. Насильно создать его невозможно, он формируется сам по запросу бизнеса и людей, считает Елена:

«Если мы возьмем заброшенный завод и создадим там культурное пространство, это не значит, что это место станет креативным кластером и будет приносить пользу местному сообществу или играть какую-то роль в экспорте нашей культуры».

Одним словом, нужны люди, которые смогут вдохнуть увлекательную, актуальную творческую жизнь в построенные коробки. Все-таки культурные богатства создает не цифра, а талантливый, образованный современный человек.

Предыдущая статья

Награждается «Просто парень»

Следующая статья

Бетховен – к радости