Город и горожане

Строительный рэп-баттл в три аккорда

Если архитектура – застывшая музыка, то строители – ее исполнители. Среди них есть компании-виртуозы. Накануне Дня строителя мы попросили их представителей ответить на три вопроса.

* Какой формат жилья созвучен времени? Что за архитектурные композиции исполняются впервые? Появились ли в Петербурге строительные хиты? Или, наоборот, некоторые здания, как фальшивые ноты, создали дисгармонию?

** Центр Петербурга – это классика, его ансамбли играют в городе главную роль. Некий петербургский камертон настраивает строительные проекты на правильный лад. Но, может, иногда лучше новаторская жилищная какофония, чем скучная аранжировка старых идей?

*** А вот окраины, как правило, – тяжелый рок. Можно ли вдохнуть петербургский дух и его культурную матрицу в новостройки? Как разбудить спальные районы для интересной, насыщенной событиями
и творчеством жизни?

Игорь Оноков, генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс»:

* – Если говорить об элитной недвижимости, то на вопрос, какой формат жилья созвучен времени, я хотел бы ответить словами Филиппа Старка, культового дизайнера, по проекту которого создан наш премиальный жилой комплекс «Леонтьевский Мыс». Наступило время долговечности – одного из самых современных веяний. Раньше мы приобретали что-то для себя и на срок от 6 месяцев до 2 лет. Сейчас мы по-прежнему приобретаем для себя, но на всю жизнь, а также для детей и внуков. Именно такая концепция у «Леонтьевского Мыса». Она вне времени и в то же время очень современна. Это своеобразная интерпретация дворца. Но не дворца с золотыми люстрами. А дворца как места сосредоточения наивысшего качества. Когда ты уверен в том, что люди, живущие в твоем доме, будут довольны им через 20, 50, 100 лет. Потому что не только дух будет прежним, но и материалы. На мой взгляд, именно такой формат соответствует времени и отвечает запросам элитной аудитории в современном и комфортном жилье премиум-класса.

** – Безусловно, центр Петербурга – это классика. И городу нужен строительный камертон, настраивающий новые проекты на правильный лад. Однако в данном контексте камертон определяет некую канву, общий набор нот, если хотите. А вот какая получится мелодия, будет ли это скучная аранжировка старых идей или новый градостроительный хит, зависит уже от «раскладки нот», от таланта архитектора и идеи дома. Например, мы выбрали идею интеллектуального девелопмента. Объединив лучшие градостроительные традиции Петербурга с передовым европейским опытом, мы получили современную классику, которая не только вписывается в архитектурную ткань исторического центра, но и открывает его с новой стороны. Это абсолютно новаторский взгляд на архитектуру в центре города, в то же время выдержанный в лучших петербургских традициях.    

*** – Вдохнуть петербургский дух в окраины можно, создав единый дизайн-код для спальных районов. Петербург – творческий город. Поэтому роль некоего петербургского камертона для окраин могли бы выполнять креативные общественные пространства в рамках жилых комплексов, уличный арт с отсылкой к истории города, стильные зоны отдыха и точки для селфи.

Сергей Мохнарь, генеральный директор «ПСК – недвижимость»:

* – Сейчас все сильнее начинает звучать мотив апартаментов. Этот формат жилья отвечает требованиям современных людей, которые ценят комфорт и сервис. Например, наш комплекс Like у площади Мужества строится в районе с хорошо развитой транспортной и социальной инфраструктурой: можно и на работу быстро добраться, и закинуть по пути ребенка в школу. А пока вы ездите по делам, вашу квартиру приберут, а вещи постирают в прачечной – эти и другие услуги предусмотрены в апартаментах. Неудивительно, что они стали «хитом» последних двух лет.

** – Явный диссонанс в сложившийся облик центра Петербурга вносить никому не хочется, но и постоянно обыгрывать одну идею скучно. Застройщики и архитекторы должны чувствовать то настроение, которое задает центр. Мне кажется, что хорошим примером здесь может служить ЖК «Дипломат» на углу проспекта Бакунина и Исполкомской улицы. Его внешний облик остается в рамках элегантного стиля, но отвечает духу времени. А решетчатые ворота продолжают петербургскую строительную традицию, когда все элитное жилье щеголяло оградами на манер царских, как вокруг дворцов и Летнего сада.

*** – В пригородах облик кварталов характерен для окраин крупных городов по всему миру. Не знаю, стоит ли пытаться воссоздать «маленький Петербург» на границах с областью. Думаю, нужно позволить ей развиваться свободно. При этом нужно соблюдать некий общий уровень культуры: то есть создавать районы, в которых хочется жить. Мы стараемся сделать это в Славянке, где уже построили ЖК «Славянка 128», а сейчас возводим ЖК «Славянка». Район приятный: здесь можно погулять на свежем воздухе или быстро добраться до памятников мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства, включенных в наследие ЮНЕСКО.

Михаил Ривлин, заместитель председателя правления «Охта Групп»:

* – В верхнем сегменте элитного жилья формат сформировался довольно давно. Это клубный дом – нестареющая классика, которая ценилась раньше, в тренде сейчас и будет цениться в будущем. Настоящий клубный дом должен сочетать в себе все критерии, присущие этому классу. К примеру, для строительства Art View House, в котором всего 24 резиденции, была выбрана премиальная локация с выдающимися видовыми характеристиками, спроектированы гибкие двух- и трехсторонние планировки, небольшое число квартир на этаже, качественные инженерные коммуникации, террасы, фасады из натурального камня и дизайнерское лобби. Кроме того, в Art View House высокая обеспеченность квартир парковочными местами и продуманная организация внутренней логистики дома. Если объект не отвечает всем этим требованиям – он автоматически понижается в классе.

** – Действительно, петербургский камертон настраивает строительные проекты в центре на определенный лад. Именно поэтому нам пришлось заменить современную концепцию клубного дома Art View House, созданную голландским архитектором Эриком ван Эгераатом, на неоклассическую от Евгения Герасимова. В итоге получился проект с эркерами, террасами и барельефами, который функционально и эстетически ничуть не уступает первоначальному. Art View House гармонично завершит архитектурный облик квартала. Поэтому нельзя сказать, что наш дом – скучная аранжировка старых идей. Скорее, это передовые технологии девелопмента, облеченные в формат вечной классики.

*** – Сегодня город опасается новаторства даже на окраинах. Но для того чтобы вдохнуть петербургский дух в спальные районы, девелоперам необходимо больше свободы. К примеру, в 2014 году мы инициировали реконструкцию гостиницы «Карелия» на улице Маршала Тухачевского, которая получила неофициальное название «Гостиница-чемодан». Молодые художники превратили ее фасады в два огромных чемодана. Фасады даже были занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая трехмерная картина в мире: граффити занимает около 15  тысяч квадратных  метров. Арт-проект стал настоящим украшением района. Тем не менее, для его реализации нам пришлось больше года согласовывать его с городскими властями.

Дмитрий Рогатых, директор по продажам и маркетингу строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест»:

* – Мы живем в век динамики и практичности, и главный строительный хит последних лет – комфорт за умеренную цену. Взвешенное соотношение цены и качества – залог успеха проекта, и мы рады, что в понятие «качество» покупатели сейчас вкладывают все больше характеристик: от технологий строительства, инженерии и оформления парадных до закрытых дворов, пространство которых отдается под мини-парки, спортивные и игровые зоны, а не под парковку.

** – Петербург – город с богатой архитектурной историей, и присутствующий культурный код, как и бдительный надзор властей, заметно определяют облик будущей постройки. Центр Петербурга – крайне сложная территория, на которой не так-то просто возвести новаторский проект. Готовы ли принять его жители и гости Северной столицы? Жилье, которое возводится в центре, в абсолютном большинстве стилизовано под окружающую застройку, новаторской какофонии пока не получается. Однако культуру в общем и архитектуру в частности невозможно законсервировать, и появление чего-то нового не заставит себя ждать, даже если этот процесс будет сопровождаться огромным общественным резонансом. Город ждет качественной новой архитектуры.

*** – Окраины в любом, даже самом красивом городе Европы являются в большинстве своем спальными районами с типовой застройкой. Внедрить в них «культурную матрицу и петербургский дух» – дорого, энергозатратно и, в общем-то, не оправдано. Превратить спальные районы в исторический центр все равно не получится. Однако ответственность застройщиков, работающих здесь, и администрации города – сделать так, чтобы в новых кварталах было все необходимое для комфортной жизни новоселов, в том числе удобное транспортное сообщение с центром, где сосредоточены деловая, культурная и творческая активность, а также особенная петербургская атмосфера.

Вартан Погосян, директор департамента маркетинга и рекламы Glorax Development:
 
** – Архитектура новых проектов в историческом центре Санкт-Петербурга значительнее, чем в других российских городах, тяготеет к консерватизму. Это вполне оправданно, так как нигде в стране больше нет такого наследия. Существенная часть центральной части города занята памятниками архитектуры, формирующими исторический облик, который нельзя нарушать. Соответственно все новые проекты должны быть выдержаны в едином стиле и отвечать существующим традициям. При разработке архитектурного облика комплексов стоит руководствоваться принципом уместности. Подходящая локация для смелых инициатив – новые территории. В качестве примера можно привести наш жилой комплекс Golden City, который возводится на намывных территориях Васильевского острова. В архитектурной концепции, которая разрабатывалась с участием именитого голландского бюро, сочетаются преемственность архитектурных традиций города и яркие современные идеи. Не зря проект уже получил звание нового открыточного вида Санкт-Петербурга.

Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development:

* – По нашему мнению, времени соответствуют те объекты, которые отвечают запросам покупателей. Если раньше коридор в квартире зачастую был сравним по площади с одной из жилых комнат, то сейчас люди не готовы переплачивать за такие квадратные метры. Сейчас каждый сантиметр в жилом объекте должен быть полезным. Если говорить про архитектурные композиции, то мы считаем, что петербуржцы устали от серости, поэтому наши проекты, объединенные концепцией «Светлый мир», имеют свой яркий дизайн-код, продуманные дворы, где будет интересно находиться как детям, так и взрослым, а также места для общения с друзьями и соседями. По нашему мнению, именно такие проекты с ярким дизайном, большим числом продуманных планировок, с удобной и безопасной территорией, как проекты «Светлый мир», будут менять наш город к лучшему.

Оксана Андросова, руководитель архитектурно-дизайнерской группы «Группа ЛСР»:

** – Исторический центр богат уникальной архитектурой, и почти 25 лет «Группа ЛСР» работает в том числе в этой локации. Мы обладаем бесценным опытом строительства элитных домов в сердце города: первые проекты были осуществлены именно здесь. И тогда и сегодня, возводя новые дома высокого класса в историческом центре, мы учитываем традиции, историю места и сложившийся пейзаж. Проекты «Группы ЛСР» можно сравнить с современной неоклассической музыкой. В архитектурных обликах гармонируют дань традициям, отсылки к красоте, изысканным чертам прошлого и новые ритмы, новое звучание. А современные технологии, инженерные системы, материалы звучат в унисон темпу современного города. С одним условием – эти новшества должны украшать город и бережно обновлять его, а не портить исторический вид. Этого принципа мы всегда придерживаемся в своих проектах.

Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg:

* – Нашему, постепенно застегивающемуся на все пуговицы времени созвучна и архитектура – фасады становятся все более плоскими, лишенными излишеств в виде балконов, эркеров, ризалитов и прочей пластики. Какой-то компенсацией выглядит «аранжировка» – архитекторы работают с цветом, фактурой и материалами. В результате стало меньше откровенно раздражающих «композиций», но и выделяющихся также.

** – Центр города довольно разноплановый, поэтому в нем все еще есть место и для новой, яркой архитектуры. Но есть площадки, где, отталкиваясь от принципа «не навреди», может быть уместна и качественная стилизация под историческую застройку.

*** – Архитектура на окраинах в большинстве своем до рока не дотягивает – нет в ней ни динамики, ни драйва, ни запоминающихся архитектурных «мелодий». Скорее районы массовой застройки с несколькими мерно повторяющимися сериями домов напоминают додекафонию в музыке. Истоки и у такого типа застройки, и у этого направления музыки примерно из одного периода – 1920-х. Современное прочтение районов массовой жилой застройки из «раскрашенных» башен и пластин предельно разрешенной высоты также далеко от петербургского духа. И дело тут не только в архитектуре, но и в принципах организации городской среды.

Людмила Коган, генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент»:

* – Главный облик времени и общества создает молодое активное население в возрасте от 30 до 50 лет. К началу перемен в нашей стране они уже достигли возраста активности либо только родились. Становление их характеров происходило на фоне бурных политических событий под звуки рок-музыки – энергичного ритмичного направления без фальши и слабости, лицемерия и слащавости. Именно такими я вижу самые популярные жилые комплексы, которые эти люди создают сейчас для своего проживания, – ритмичными, удобными,
рациональными.

** – Безусловно, центр Петербурга – это классика. И если и дальше проводить аналогии с музыкой, то надо учесть, что музыка, которая является классической (взрослой, традиционной) для нас сейчас, тогда была продуктом революционных исканий музыкантов того времени. Время ушло, ушли те люди, но нам остались на память их лучшие произведения музыки, живописи, архитектуры.

*** – Я вовсе не считаю, что тяжелый рок – это плохо. Он продукт и отражение своего времени, и не надо бояться подстраиваться или делать что-то новое, просто следует каждый раз проверять, а удобно ли в этом жить.

Предыдущая статья

Забытый мастер

Следующая статья

Больше, чем адрес