Город и горожане

Больше, чем адрес

На актуальные в современном градостроительстве темы мы побеседовали с Татьяной Темной, генеральным директором компании «Ховард».

– Какой формат жилья созвучен времени? Появились ли в Петербурге строительные хиты? Или, наоборот, некоторые здания, как фальшивые ноты, создают дисгармонию?

– Актуальным будет тот формат, который создается под определенное сообщество. Это общемировой тренд. Недостаточно строить в хорошей локации. Портрет покупателя диктует концепцию – стиль, планировки, функции и сервисы дома. Так, для Hovard House мы кастомизировали общественные пространства для молодых и требовательных к уровню комфорта покупателей – лобби, сад-атриум, wellness решены как клубные зоны.

– Центр Петербурга – это классика, его ансамбли играют в городе главную роль. Некий петербургский камертон настраивает строительные проекты на правильный лад. Но, может, иногда лучше новаторская жилищная какофония, чем скучная аранжировка старых идей?

– Архитектура должна быть честной. Если начинается поиск компромисса, например, архитектор «творил» в высоком стиле, а денег на качественные решения у девелопера нет, рождаются и какофония и скука. Есть прекрасные примеры новых домов с аранжировкой «старых» идей. Посмотрите на палаццо с грифонами Евгения Герасимова, как работает с неоклассическим объемом Михаил Белов в Hovard Palace или как интерпретирует готику Евгений Подгорный.

– На ваш взгляд, есть ли место архитектурным экспериментам в объектах премиум-сегмента? Или инновации должны касаться инфраструктуры и инженерии, оставаясь за фасадами?

– Места нет дилетантству. Чисто психологически жилой дом ассоциируется у нас с чем-то безопасным, а значит, знакомым. Поэтому так сильны консервативные вкусы покупателей, особенно в историческом окружении. Эксперимент возможен. В сочетании фактур, новых материалах, оригинальных конструктивных решениях. В Hovard House мы оставили парадный фасад в границах стиля, а экспериментировали с фасадами, выходящими во двор, и с нашим авторским садом. Убеждение, уместен ли эксперимент, зависит от вашей насмотренности. Чем больше в городе будет авторской качественной архитектуры, пусть сначала с общественной функцией, тем шире будет горизонт восприятия у жителей и уровень творческой свободы у архитекторов.

В Европе десятки примеров новаторства. Собрание Fondanzione Prada, например, находится в южной части Милана, но не менее популярно, чем Дуомо. В не самом выразительном квартале Тестаччо в Риме вы увидите вовсе не римскую, минималистичную архитектуру Одиль Декк – музей современного искусства MACRO. Одного прецедента Центра Помпиду и золотой крыши Les Halles в центре Парижа достаточно для того, чтобы не бояться изменений. Экспериментальные объекты с общественной функцией прекрасно справляются с задачей изменить отношение горожан к современной архитектуре. Вневременным имеет право быть не только дорический ордер.

– Сейчас все чаще речь идет о необходимости формировать более однородную культурную и архитектурную среду города, что подразумевает смещение акцентов с центра за его пределы. Многие архитекторы говорят о том, что новые культурные объекты и объекты элитной жилой недвижимости должны появляться вдали от центра. Как к этой концепции относятся в Hovard?

– Авторская архитектура может изменить жизнь целого города, не только района. Кто знал о Бильбао, пока там не возник футуристичный музей по проекту Фрэнка Гери. Хороший пример римского Фламинио, где «Парк музыки» Ренцо Пьяно и музей MAXXI Захи Хадид изменили статус и атмосферу этой части города. Вопрос в том, насколько оправдано для жилого района за пределами центра строительство большого культурного объекта. Иногда для горожан больше пользы приносит новый парк. Кстати, и парки тоже могут быть отличной площадкой для архитектурного эксперимента, как мы видим в случае с Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу. Что касается элитных домов – это не просто адрес. Равное окружение и качество жизни для покупателей дорогой недвижимости крайне важны. Не забывайте, что подобные дома – это ограниченное предложение, поэтому так высока ценность в уникальных локациях.

– При проектировании новых объектов что для компании является отправной точкой? 

– Концепция начинается с покупателя. Для кого вы строите этот дом, какие сценарии жизни и ожидания у этих людей? На художественное решение, безусловно, влияет контекст среды. Наш новый участок застройки между 8-й и 9-й Советскими улицами находится в районе с преобладанием домов в стиле эклектика и модерн, поэтому, чтобы не выбиваться из контекста, мы обратились к архитектуре и эстетике ар-деко.
 
– Меняется ли запрос клиентов? Что, помимо комфортных планировок, сейчас люди хотят получить, приобретая недвижимость высокого класса? 

– В Петербурге «Ховард» реализует уже второй проект с квартирами с дизайнерской отделкой. Первый дом на Фонтанке стал знаковым в сегменте deluxe. Во втором проекте мы остаемся верны клубному формату, разрабатываем предложения с отделкой, но уже для покупателя с бюджетом покупки в сегменте премиум.

– Есть ли какие-то нововведения или решения, которыми компания особенно гордится?

– Мы гордимся тем, что продолжаем традиции высоких стилей. Можно сказать, что это наш манифест. Нам приятно предлагать больше. Электронные ключи – с мобильным приложением для управления домом. Подземный паркинг – со станциями зарядки для электромобилей. Внутренний двор – с частным камерным садом.

Предыдущая статья

Строительный рэп-баттл в три аккорда

Следующая статья

Патриотический вандализм