Будущее

Шоу будет продолжаться…

Какую музыку будут слушать, а может, даже видеть в XXII веке, предугадать сложно. Но кое-что можно представить, исходя из дня сегодняшнего…

…Появятся ли новые инструменты? Почему бы и нет. В одной из серий мультсериала «Футурама» появляется музыкальный инструмент 30-го века голофонор – микс гобоя и голографического проектора, – который рисует в воздухе картины, созданные воображением и эмоциями играющего на голофоноре музыканта. Кажется, этот инструмент появится гораздо раньше. Во всяком случае, американские ученые уже изобрели энцефалофон, музыкальный инструмент, основанный на нейрокомпьютерном интерфейсе: он принимает сигналы от мозга и преобразовывает их в музыкальные ноты.

…Меняются методы звукоизвлечения и восприятия. Итальянец Марко Доннарумма придумал Xth Sense, биофизический музыкальный инструмент, который регистрирует, усиливает громкость и преобразовывает в цифровые сигналы мельчайшие сокращения человеческих мышц. Такая вот музыка тела. А певица Бьорк использует для записи катушки Тесла. Современные технологии и вовсе породили science-направление музыкантов.

…Обыденностью станут концерты роботов. Впрочем, они уже стали обыденностью – японские футуристические роботы группы Z Machines или коллектив антропоморфных роботов-музыкантов Compressorhead играют лучше, чем любой человек. А как иначе, если гитарист Марш из Z Machines оперирует 78 «пальцами», а барабанщик Ашура зажигает, используя 22 палочки?

…Голографические концерты тоже уже опробованы. В 2012 году на фестивале Coachella выступила голограмма рэпера Тупака Шакура, погибшего в 1996 году. Компания Digital Domain Media Group Inc. уверяет, что не использовала архивные концертные записи Тупака, а именно создавала голограмму. Лидер группы Queen Фредди Меркури «выступил» на открытии Олимпиады в Лондоне, а Виктор Цой «дал» мини-концерт в Петербурге на площади Искусств.

…Виртуальная реальность изменит способ восприя-тия музыки – фанаты смогут удаленно посещать «живые» концерты, надев VR-шлем. А музыканты – устраивать концерт, где угодно: хоть на Марсе, хоть в Марианской впадине.

…Виртуальные коллективы появились еще в довиртуальную эпоху. В 1958-м году музыкант Росс Багдасарян создал вымышленное трио Alvin and The Chipmunks – он пел за троих, а потом ускорял запись, получалось мило, да так, что бурундуки стали героями мегапопулярного мультсериала. Толпы поклонниц собирает и Мику Хацуне, виртуальная звезда, не имеющая прототипа. Ее голос – семплы, записанные настоящей девушкой с использованием программы Yamaha vocaloid. А прокуренные хеви-металлические Midnight Riders, музыку которых можно услышать в музыкальных автоматах Left 4 Dead? Каждый из не существующих в реальности участников группы – личность со своим бэкграундом, характером, мировоззрением и отношением к апокалипсису.

…Виртуальная группа Gorillaz записала свой последний альбом с помощью iPad. Современные девайсы позволяют профессионально записывать альбомы хоть дома. Для многих музыкантов не возникает дилемма: тратить деньги на работу в студии или на покупку нового блока эффектов – последнее предпочтительнее. Электронщикам, чтобы создать очередной хит, не нужно ничего, кроме ноутбука, синтезатора, Midi-клавиатуры и наушников. И чтобы стать популярным, тоже необязательно выходить из дома – социальные медиа станут новым каналом дистрибуции музыки.

Одним словом, у музыки будущего нет границ. И об этом знают два музыканта, один из которых уже побывал в Петербурге на фестивале Skif, другому только предстоит выступать на фестивале «Усадьба Jazz». Им слово.

Мандариновая мечта музыканта

Ульрих Шнаус. Композитор и участник культового немецкого коллектива Tangerine Dream, чье название переводится как «Мандариновая мечта». Пионеры электронной музыки. На счету у Tangerine Dream, созданном в 1967 году, более 100 альбомов, по которым сегодня можно изучать историю мировой электронной сцены. «Многие люди думают, что мы техники и любим технологии, – говорил основатель Tangerine Dream, клавишник и гитарист Эдгар Фрезе. – Мы не техники. Мы опираемся на то, что имеем, а это классическая музыка и развивающаяся технология». В 2015 году Эдгар Фрез умер («Смерти нет, есть только изменение нашего космического адреса», – еще одна цитата Эдгара), но дело его продолжается. Музыканты Tangerine Dream вместе с гитаристом легендарной британской рок-группы Queen и одновременно доктором астрофизики Брайаном Мэем записали две композиции, посвященные Юрию Гагарину и Алексею Леонову, осуществившему первый в истории человечества выход в открытый космос.

– Я часто задаюсь вопросом, что привело меня на этот путь: музыка сама по себе или стремление вырваться, занять какую-то нишу, сформировать жизненное пространство, где можно избежать хотя бы некоторых из самых суровых последствий отчуждения, которое неизбежно влечет за собой капиталистический способ социальной и экономической организации жизни. У меня нет однозначного ответа на этот простой вопрос…

***
– Я всегда старался избегать чрезмерного анализа творческого процесса, потому что попытка систематизировать творчество может привести к потере вдохновения. Кажется, что чем больше я отпускаю, чем меньше я оказываю давления, тем легче и естественнее появляются идеи. Да, я наслаждаюсь строгим рабочим режимом, поскольку он гарантирует, что скрытый потенциал, задумки и идеи действительно будут воплощены. Но все же создание музыки для меня всегда и прежде всего процесс очень эмоциональный. При этом я стараюсь сохранять критическую дистанцию по отношению к моей идее, чтобы была возможность оценить несколько отстраненно, имеет ли эта идея на самом деле смысл в контексте конкретного проекта или произведения.

***
– Наши концерты представляют 3 различных подхода к исполнению музыки в живой обстановке. Есть такие композиции, в которых мы не допускаем спонтанных вмешательств. Некоторые композиции, которые хорошо реагируют на структурные изменения и изменения темпа, могут быть перестроены и аранжированы вживую (это вполне обычная практика в электронике сегодня). И, наконец, мы всегда оставляем время для полностью свободной импровизации в лучших традициях концертов TD.

***
– Наши первые диски имели ярко выраженный space music саунд. Иначе и не могло быть – в те времена космическая наука была на пике своей популярности. Но интерес к space music имел и более глубокую причину – он выражал новаторский, исследовательский дух, который был тогда у всего общества. Люди верили в идею о том, что «вещи всегда и неизбежно будут становиться лучше». По иронии судьбы кажется, что, несмотря на социальную реальность 2018 года, сегодня вновь растет спрос на музыку, которая дает повод для размышлений. В 1975 году музыка TD отмечала возможность социального прогресса (Tangerine Dream постоянно поддерживал антиракетные и антиядерные компании, в январе 1980 года стал первым западногерманским ансамблем, выступившим в ГДР. – Прим. ред..), а в 2018 году она служит напоминанием о важности того же самого, однако в условиях, когда кажется, что на самом деле возможность этого социального прогресса отсутствует.

***
– Центральное место в моем мышлении всегда занимал фундаментальный конфликт между потенциалом человека и болезненной невозможностью его реализации. Музыка, как и любая другая форма творческого самовыражения, – это самое близкое, к чему мы можем прийти, пытаясь жить правильной жизнью в мире, который в корне неправильный. Акт создания музыкального произведения, написания книги или съемки фильма является наиболее эффективным напоминанием о «возможности такой возможности». С товарной точки зрения нет необходимости в искусстве, музыке, литературе. И все же мы упрямо продолжаем делать именно эти сумасшедшие вещи, хотя они не повышают ВВП, не оптимизируют производство, не помогают снизить затраты на рабочую силу. Это дарит мне надежду, что жив еще тот самый упрямый, не измеряемый деньгами элемент человеческой природы, который останавливает меня от прыжка со следующего моста.

***
– «Истина имеет срок годности» – вряд ли какая-либо область демонстрирует это более четко, чем культура. То, что было бунтарским и диким вчера, легко может быть конформистским и скучным завтра. Думаю, что сегодня вряд ли эпатажное поведение, самоуверенность или внешний вид могут кого-то удивить. И пора уже наконец отказаться от попыток повторять устаревшие ритуалы в поп-культуре, поскольку они стали бессмысленными. Это не означает, что не существует способов удивлять кого-либо. В обществе, где каждого заставляют быть функцией, стремиться к успеху, делать карьеру, гораздо более важно создавать музыку, картины, тексты, которые отвергают оценку человека как товара на рынке. Которые настаивают на не озвученной сегодня необходимости и праве каждого из нас на личное время и пространство, чтобы любить, плакать, учиться, мечтать…

Кстати: по мнению некоторых исследователей, электронную музыку в том понимании, в каком мы знаем ее сейчас, привез в Россию Мартин Ландерс, он же Сергей Тутов. Именно он 10 апреля 1990 года вышел в радиоэфир с первой программой в СССР об электронной музыке. Передача на радиостанции «Смена» называлась «Мандариновая волна». Наверняка не без влияния Tangerine Dream, музыка которого тоже звучала в эфире.

Кентавр: Шопен+техно

Пианист-виртуоз Масаюки Хирано, известный как Bigyuki. Хоть и родился в Японии, но заслужил статус «секретного оружия Нью-Йорка». В своей футуристической музыке, окруженный синтезаторами, пианино, семплерами, завязывает в фантастический узел музыку романтика Шопена, джаз, электронику, хип-хоп, соул и рок. В этом мы убедимся на концерте фестиваля «Усадьба jazz», который Bigyuki даст 28 июля. Масаюки Хирано в 6 лет сел за фортепиано. Инструмент тогда ему казался большой игрушкой. Сначала играл классику, выступал на многих конкурсах. «Мне понравилось это ощущение выхода из реального мира», – говорит музыкант. Но у него не было желания стать классическим музыкантом, и он отправился в Штаты, где поступил в престижный музыкальный колледж Беркли в Бостоне. «Даже джаз был для меня чем-то новым», – признается Хирано. Спустя несколько лет стал востребованным сессионщиком для таких хип-хоп легенд, как A Tribe Called Quest, Талиба Квели и Матисьяху. В прошлом году дебютировал с сольной пластинкой Reaching For Chiron.

– На меня одинаково повлияли и Шопен, и романтическая фортепианная школа, и джаз, и техно. Я и сейчас обожаю Шопена, я к нему отношусь как к своему молодому «я». И какую бы музыку я сегодня ни играл, Шопен в ней есть всегда. Только это надо услышать…

***
– Что мне больше всего нравится в современной музыке? То, что возможно миксовать все что угодно. Классику, госпел, фанк, хип-хоп, платформа всего, конечно, – джаз. И старые, хорошо известные вещи, на которые, может быть, мы уже не обращаем внимания, считая, что их время прошло, начинают звучать по-новому. И главное, никто не знает до конца, каким образом, во что выльется то или иное сочетание порой несочетаемых элементов. Искусство становится безграничным. Музыка не загоняется больше в рамки жанров, направлений. Теперь жанры пересекаются, получается настоящий морфинг*. Это же замечательно!

***
– Техно может быть очень одухотворенным. Во всяком случае, я чувствую ответственность за то, что играю. Только позитивная энергия, ничего разрушительного. И мне важно создать во время концерта драматическую динамику. Чтобы от моей музыки люди хотели не только прыгать, скакать, колбаситься, но и переживали какие-то эмоции. Но для этого мне надо ощущать внутреннюю связь в буквальном смысле с каждым зрителем. И именно за это я люблю живые концерты – за то, что включаются интуиция, страсть. За адреналин. И я делаю все, чтобы мои композиции каждый раз звучали по-разному, не как вчера. Меня не интересует воссоздание того, что я делал в прошлом.

***
– Мне ужасно нравится наше время. Нравится, что знание доступно всем, а не только маленькой кучке богатых людей. Ты в информационном поле, наслаждайся этим. Не надо теряться «ах, с чего начать». Все очень просто. Тебе нравится, например, Джеймс Блейк? Ок. И ты знаешь, что на него очень повлиял госпел? Так значит, тебе интересно найти общие точки, слушая старую евангельскую музыку, от которой отталкивается Блейк, создавая свои немного мистические композиции? И так история разворачивается по спирали, ты словно распутываешь какой-то узел, узнаешь все больше, больше. Разве это не здорово?

***
– Мы больше не запоминаем номера мобильных телефонов. Мы не запоминаем карты. Смартфоны теперь как внешние жесткие диски в нашем мозгу, они функционируют как расширение мозга. Идет непрекращающаяся дискуссия о том, что создает искусственный интеллект – нового бога или дьявола. Что будет с нами, когда технологии достигнут сингулярности? Но, как бы то ни было, дальнейшее наше развитие без искусственного интеллекта невозможно. Будущее – в органичном единении человека и машины. Кого-то это пугает, а меня нет – если все пойдет как надо, человек будет подобен мудрому и благородному кентавру Хирону (древнегреческое мифическое существо – получеловек-полуконь, учитель Ясона, Ахилла, Орфея и бога медицины Асклепия. – Прим. ред.).

* Морфинг — это видеоэффект, заключающийся в плавном перетекании одного изображения в другое. Например, преобразование одного лица в другое. Отличный пример пластилинового морфинга – знаменитый мультик «Пластилиновая ворона».

Мария Сёмушкина, президент и основатель фестиваля «Усадьба Jazz»:

– Петербургская публика любит интеллектуальный джаз, поэтому в программе каждого фестиваля есть музыканты, которые играют интересную и нетривиальную музыку. 28 июля этого года к нам приедет американский клавишник японского происхождения Bigyuki – музыкант, которого издание Jazz TImes называет одним из самых выдающихся пианистов наряду с такими титанами, как Херби Хэнкок и Роберт Гласпер. В музыке Bigyuki нет клише мейнстримового джаза – это музыка XXI века, в которой окончательно размываются стилистические рамки и на первый план выходит исключительно авторская фантазия. Его отлично принимают и в классических джазовых клубах, и на ультрамодной вечеринке Boiler Room, и я абсолютно уверена, что он удивит нас и на сцене фестиваля «Усадьба Jazz»!

Прасковья Шишкоедова

Предыдущая статья

"Пикник Абрау", фестиваль

Следующая статья

Игорь Корнелюк. Об утраченной сакральности