Культура

«Послание к человеку»: топ-9

Драма о многодетной матери, трагикомедия о неонацисте, исследование мирового синдрома тотальной слежки, любимая актриса Ларса фон Триера и многое другое – в программе XXVIII Кинофестиваля «Послание к человеку», который пройдет в Петербурге с 15 по 22 сентября.

В программе кинофестиваля «Послание к человеку» более 200 фильмов, ожидается до 10 спецпрограмм, в том числе программы «Кино сверхреальности» (лучшие игровые фильмы мира последнего года) и «Наблюдая за наблюдателем» (исследования мотивов тотального надзора, тайных желаний, паранойи и дзен-созерцания). А также спецпоказы, выставки и творческие встречи.

Ожидается приезд актрисы Шарлотты Генсбур, дочери знаменитого актера, режиссера и певца Сержа Генсбура. Но мы ее любим, разумеется, не за это. А за трогательную Джейн Эйр в экранизации Франко Дзеффирелли, за Мари Ривер в безумном фильме мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм» и за удивительно плодотворный союз с провокационным Ларсом фон Триером, у которого она снялась в «Антихристе» (принес ей приз в Каннах), «Меланхолии» и «Нимфоманке».

Традиционный праздник на Дворцовой – звездные гости, концерт группы «Стереофоническое кино» и показ одного из новейших мировых киношедевров в гигантском кинотеатре под открытым небом.

Первая российская ретроспектива Джема Коэна. Американский режиссер афганского происхождения убежден, что мир и искусство в каком-то смысле являются зеркалами друг друга. В искусстве отображаются некие забытые, ушедшие на периферию моменты и аспекты жизни. Искусство призвано вернуть их к жизни. В университете Коэн специализировался на живописи и фотографии и привнес в свои работы визуальную красоту и эстетику. Один из его документальных фильмов, «Счет» (Counting), – это коллективный портрет нескольких городов мира, включая Москву и Петербург. Всегда любопытно увидеть родной город глазами чужака. Свою ретроспективу режиссер представит лично.

Программа революционного кино. В последние годы она стала одной из традиционных тем на «Послании к человеку». В этом году посвящена годовщине политических событий 1968 года. Одна из редких картин, вошедших в программу, – «Слово председателя» немецкого режиссера Харуна Фароки. Эта короткометражка 1967 года интерпретирует высказывания о Мао Цзэдуне маршала Линь Бяо, считавшегося наследником китайского лидера, а потом объявленного предателем. И символически показывает, как слово может обернуться мощным оружием. Планируются встречи с авторами фильмов, дискуссии, посвященные теме общественного протеста, последствиям политического сопротивления, историческим параллелям.

Исландский фильм «Сила интуиции». Слово «интуиция» в Исландии имеет несколько значений: это и «море внутри», которое является нашим безграничным внутренним миром, это и мир видений, чувств и фантазии за пределами слов; это может означать познание себя и в то же время сопереживание другому; и, наконец, это внутренний компас в окружающем мире. Многозначность слова вдохновила Хрунда Ганнштейнсдоттира и Кристина Олафсдоттира на создание фильма, полного оригинальных визуальных решений, – путешествия в поисках души. Одним из героев фильма стала Марина Абрамович, «бабушка перформанс-арта», которая учит, что для того чтобы создать что-то новое, нужно идти в сторону неизвестности. Фильм покажут в рамках программы «Кино Северных стран.

«Белый мир по Далиборку». Одна из самых громких российских премьер международного конкурса. Чешский режиссер Вит Клусак снимает очень провокативное документальное кино. Фильм «Белый мир по Далиборку» не исключение. Далиборк – трагикомический антигерой нашего времени. Ему почти 40 лет, он живет с матерью, ненавидит свою работу, Меркель, гомосексуалов, стоматологов, пауков, евреев, цыган и женщин («ударь ее, как демона», – поет он в своих яростных песнях). Размещает свои сексистские и расистские видеоролики в Сети. В эпилоге Далиборк со своей подружкой (которая с ним не спит), матерью и ее любовником отправляются на экскурсию в Освенцим. Как ни странно, Клусак снял смешное кино.

«День Победы». Премьера фильма известного режиссера Сергея Лозницы. Независимо от определения – ведущий украинский, российский или немецкий режиссер, – Лозница, без сомнения, принадлежит к российской культуре. Эта картина рассказывает, как празднуется День Победы в Трептов-парке русскими эмигрантами, живущими в Германии. В первой половине фильма зрители видят то, что вполне ожидаемо от Лозницы, известного критическим отношением к любой патриотической риторике и к современному российскому политическому курсу (карикатурные зарисовки, когда в кадре собачка везет на тележке портрет Сталина или в парк приезжают байкеры). Но потом в фильме происходит поворот, и за этой псевдопатриотической шелухой Лозница пытается найти подлинное историческое понимание этого праздника.

«Бесконечный футбол». Фильм, который вошел в международный конкурс, вроде про футбол, а на самом деле философская притча о несовершенстве мира. Автор его – Корнелиу Порумбойю, один из лидеров новой румынской волны. В своем игровом и документальном кино продолжает традиции драматургии абсурда. Неоднократный участник и призер Каннского фестиваля. «Бесконечный футбол» про мелкого чиновника по земельным вопросам, который решает придумать новые правила для игры в футбол, а после пытается всему миру эти правила навязать. Кстати, герой вовсе не сумасшедший, и даже не фрик. Просто он ощущает себя Спайдерменом, который призван «дать свободу мячу».

«Белая мама». Потрясающий фильм Зоси Радкевич (между прочим, ее дебют – «Мой друг Борис Немцов»), который покажут в национальном конкурсе. Редкое по тонкости, чуткости кино, вызывающее слезы, – фильм-портрет матери шестерых детей, которая решает усыновить еще одного мальчика. Трудного. Родные дети против усыновления. Семейная идиллия неумолимо рушится с каждым днем…

 

Мини-мюзикл «Песня для Европы». Этим фильмом одного из самых выдающихся режиссеров-авангардистов современности британца Джона Смита откроется экспериментальный конкурс. Фильм вдохновлен сообщением для автомобилистов в Евротоннеле, а также новостью о том, что 23 июня 2016 года Британия проголосовала за выход из Европейского Союза.

 

Михаил Железников, куратор экспериментального конкурса фестиваля: «В этом году в поисках новых фильмов мы побывали на фестивалях в Амстердаме, Кракове, Оберхаузене, Ньоне, Мадриде, Тампере, Карловых Варах и, помимо этого, посмотрели более 3000  аявок, присланных нам из 98 стран мира. В результате лучшие фильмы вошли в 3 конкурсные программы: международный, национальный и конкурс экспериментальных фильмов».

Прасковья Шишкоедова

Предыдущая статья

Что принес нам месяц… сентябрь

Следующая статья

Science Fest: встреча интеллектов