История

Надежда Крупская. Педагогическая поэма

10 фактов о друге всех советских детей…

Клише. Надежда Крупская – верный соратник и несчастливая жена Ленина. В партийной среде получила прозвание Селедка. Детей не имела. Стоически отнеслась к роману супруга с товарищем Инессой Арманд и даже после смерти обоих возлюбленных просила разрешения у Сталина захоронить их прах рядом в Кремлевской стене.

Факт первый. Надежда с ранней юности мечтала о педагогической деятельности благодаря гостям отца, тем самым народовольцам, что «ходили в народ». Окончив гимназию и педагогический класс при ней, получила право преподавать русский язык и математику. Однако школы не жаждали видеть в своих рядах дочь политически неблагонадежного человека.

Факт второй. Педагогический класс гимназии Наденька окончила с золотой медалью и поступила на Высшие женские курсы, но проучилась там всего лишь год. После смерти отца зарабатывала на жизнь частными уроками, одновременно преподавая в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте.

Факт третий. До революции Крупская печаталась в отечественных педагогических журналах. Одна из ее статей – «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?». Основной тезис: «Надо обучать и мальчиков наравне с девочками шитью, вязанью, чинке белья – всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других». Но самое любопытное, конечно, не это. А то, что Крупская изо всех сил пнула интеллигенцию. «Если в рабочей среде бывает иногда, что муж помогает жене справлять домашнюю работу, то в так называемых интеллигентных семьях мужчина всегда стоит в стороне от хозяйства. “Интеллигент”, моющий пол или штопающий белье, вызвал бы насмешки со стороны всех окружающих».

Факт четвертый. Крупская стояла у истоков пионерского движения в СССР, была одним из его теоретиков и организаторов. Воспитание коллективизма считала одним из приоритетов советской школы. По ее идее, коллективная работа детей даст им возможность сознавать себя частью целого. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом.

Факт пятый. Ратовала за то, чтобы «новый советский человек» был интернацио­налистом и знал искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.

Факт шестой. Однажды нарком просвещения Луначарский заметил: «Неправ будет тот, кто подумает, что Надежда Константиновна принадлежит к разряду тех добрых женщин, которые в конце концов готовы многое спустить и на многое только с улыбкой махнуть рукой. Нет, когда она чем-нибудь недовольна, она отмечает это с достаточной определенностью и умеет бороться, и даже умеет крепко сердиться». Это очевидно по ее «черному списку» книг. В октябре 1929 года Крупская подписала Инструктивное письмо Главполитпросвета «О пересмотре книжного состава массовых библиотек». В итоге за бортом оказались «произведения неактуальные, подчас даже враждебные по своей идеологической установке, – например произведения таких писателей, как М. Пруст, С. Цвейг…».

Факт седьмой. Отчаянно невзлюбила Корнея Чуковского. Вообще, к сказкам Крупская относилась особенно трепетно. Как вспоминали соратники, «она выступала против сказок, пугающих ребенка, бьющих по нервам, проникнутых враждебной идеологией, развивающих рабские чувства и религиозные настроения». За идеологию пострадал и автор «Мойдодыра». Но если «Мойдодыра» и «Муху-цокотуху» со скрежетом цензоры приняли, то с «Крокодилом» случилась беда. На него ополчилась Крупская. Она опубликовала в «Правде» статью, где назвала сказку «чепухой» и «буржуазной мутью». По ее словам, Чуковский вложил «в уста Крокодила пафосную речь, пародию на Некрасова». Это был приговор…

Факт восьмой. В 1934 году американская газета «Питсбург Пресс» опубликовала статью «Первая леди России» о Надежде Крупской. После чего направила ей номер газеты и письмо с вопросами о ее частной жизни. Крупская выбросила послание в мусорную корзину. «Первая леди России» отличалась скромностью и не афишировала свои чувства. Как-то признавшись, что годы, проведенные в ссылке в Шушенском, были ее самыми счастливыми, она добавила: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти».

Факт девятый. Когда в 1921 году тяжелая болезнь парализовала Ленина, Крупская на все сто использовала свой педагогический талант, заново обучая мужа говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное – вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но все усилия свел на нет новый инсульт.

Факт десятый. Так до конца и не выяснена истинная причина смерти Крупской в день празднования ее 70-летия. То ли Сталин и вправду преподнес отравленный торт (вождь знал, что Крупская готовится выступить на ХVII съезде партии, чтобы осудить использование репрессивных методов), то ли сказалось несварение, но по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники «Скорой помощи», а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. На следующее утро, 27 февраля, соратница Ленина умерла.

Предыдущая статья

Музыкально-просветительский проект «Петербургские набережные»

Следующая статья

«Остров сокровищ», спектакль