Культура

Место силы

Александр Велединский снимает 8-серийный фильм о Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) по роману Захара Прилепина. Часть съемок прошла в Петербурге и под Выборгом. Корреспондент журнала «На Невском» побывал там и поделился своими впечатлениями…

В один ненастный день по ухабистой дороге углубляюсь в лес. Путь кажется бесконечным. Наконец, вот оно – на узкой косе, уходящей в Финский залив, бивуак кинематографистов. Бывавшие на Соловках убеждают: море, валуны, сосны – все, как там. И уж точно холодно, как там, – спасает лишь кипяток с лимоном и имбирем. Там же у «фуд-зоны» выясняется, что мне еще повезло: уже пару раз было наводнение, смыло даже один из построенных для съемок домов. Но в киногруппе недовольных нет – видимо, все преисполнены осознания значимости проекта. Проект и в самом деле многообещающий. О лагерях 1930-х годов написано и снято немало. «Обитель» – про СЛОН конца 1920-х. Тогда на Соловках сидели и вчерашние белогвардейцы, и проштрафившиеся красные, и священники, и воры.

Но заключенных увидеть не довелось. Лишь лис в клетках в питомнике, где одно время работал сторожем главный герой романа 27-летний Артем Горяинов. По выражению Прилепина, «человек без свойств», тот, кто плывет по течению. Сидит за убийство отца, но совершенное не по злому умыслу. Пытается выжить, как может, и до поры до времени выбирается из самых разных передряг, словно герой русских народных сказок. В этой роли Велединский увидел Евгения Ткачука, которого «распробовал» на предыдущем своем фильме «В Кейптаунском порту»…

Сцену снимали, может, и важную, но, с точки зрения стороннего наблюдателя, не сильно выразительную. По неспокойному морю в моторке с надписью «Чекист» на лисий остров прибыла Галина Кучеренко. Ткачук вместе с Яковом Шамшиным – веселым и неудачливым поэтом Афанасьевым – встречают надзирательницу лагеря, экс-любовницу начальника СЛОНа Федора Эйхманиса. В молодой суровой женщине в кожанке и картузе, печатающей шаг, с трудом узнается Александра Ребенок. Дубль за дублем приплывает «Чекист», дубль за дублем из нее выпрыгивает Галина. Кинематографисты встали перед фактом: слишком быстро начался прилив, затопило часть берега, обнаженную на предыдущем кадре. Велединский спокоен: компьютер поможет. Я, правда, так и не поняла: воду то ли добавят, то ли уберут. Да и какая разница? Тем более когда у меня уже зуб на зуб не попадает.

Второй мой приезд на «Обитель» – уже в Петербурге, на бывший пивной завод – представлялся куда более комфортным. Но бывшие цеха оказались настоящим ледником. Мощная кирпичная кладка, чугунные столбы, сводчатые потолки – то, что надо, чтобы изобразить внутренность бывшего Соловецкого монастыря. Сами Соловки теперь слишком уж «причесаны», вот и снимают «Обитель» то в центре Питера, то в Кирилло-Белозерском монастыре в Вологодской области.

В отличие от меня массовке холод нипочем – меняют джинсы и толстовки на неудобные (как мне кажется) платья и костюмы. В первые годы СЛОНа заключенные ходили не в робах, а в гражданском, поэтому интересуюсь у одной дамы: «За что сидите?» И получаю ответ: «Я жена офицера охраны!» По соседству, в огромном помещении, лагерный театр. Заключенные репетируют «Белую гвардию» Булгакова. Поет Николка, страдает Алексей Турбин, проходит прекрасная Елена. Пара лагерников ретиво изображает цокот копыт. Кто не на сцене – отогреваются в синих куртках с надписью «003 скорая помощь». Это мне скоро понадобится скорая помощь, если наконец не появится начальник лагеря Федор Эйхманис, он же Сергей Безруков. Случилось! Всеобщее актерское братание, но все равно Безруков непривычно сдержан и суров.

Велединского и Безрукова судьба свела 16 лет назад (Велединский написал сценарий той самой «Бригады»), поработать вместе обещали друг другу давно, до «Обители» все не складывалось. И еще нюанс. Миллион лет назад Безруков сыграл в «Азазеле» харизматичного идеалиста Бриллинга. Вот и сейчас его герой вновь из тех идеалистов, которые мечтали перековать не только мечи на орала, но и человека. По словам актера, «Эйхманис пытается создать в тюрьме некое подобие рая. Но это рай в аду, гремучая смесь. Клетка есть клетка, и небо все равно остается в клеточку».

У Эйхманиса есть реальный прототип, Теодор Иванович Эйхманс, из латышских стрелков. Идейный строитель коммунизма, он на себе испытал справедливость утверждения, что революция сжирает своих детей… И у Безрукова возникла идея одной страшной сцены. Актеру захотелось заглянуть в глаза Эйхманиса в 1938 году: «О чем он думал, когда его уводили на расстрел?»

На Соловках валят лес, разводят животных, играют спектакли, мучатся в карцерах и влюбляются в надзирательниц – в «Обители» лагерный трагизм смешивается с романтической лав-стори. Месседж романа Прилепина в его финальной фразе: «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел». И памятуя о фильмографии Велединского, можно быть уверенным: это будет месседжем и 8-серийной лагерной саги, которую снимает телеканал «Россия»…

Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ, российский кинорежиссер и сценарист («Русское», «Географ глобус пропил»): «Про Соловки я слышал с ранних лет. Когда в 1939 году лагерь прекратил свое существование, спустя три года там открылась школа юнг. И в первом ее наборе учился мой отец. Когда я увидел в музее на Соловках фотографию отца, у меня ком в горле стоял. Другая причина, по которой хотелось снять про Соловки, – то, что это место силы. Не случайно Соловки, и у нас в фильме тоже, называют Русским Ватиканом. Со мной там происходили мистические вещи. Как только я ступил с трапа самолета на соловецкую землю, на моем мобильнике пропали все имена абонентов, остались лишь цифры. А вернувшись оттуда, я четыре года не мог выпить рюмку алкоголя. И знаете, мистика ведь продолжается: мы в Кирилло-Белозерском монастыре начали снимать в День поминовения соловецких мучеников, а закончили – в День поминовения кирилловских новомучеников, расстрелянных сто лет назад. И ведь мы не подгадывали – график составляется по занятости актеров, готовности декораций. И вдруг мы снимали там между этими двумя трагическими датами…

Ольга Машкова

Фото: Екатерина Басова

Предыдущая статья

Что принес нам месяц… январь

Следующая статья

Сибирское пальто

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*