История

Крутой маршрут

Когда вы смотрите отечественное историческое кино, не думайте, что смотрите про прошлое. Вы смотрите про настоящее.

Последние несколько лет на телеканалах-мейджорах один за другим выходили сериалы, сюжетами для которых служили известные еще со школы события, а героями становились исторические личности – от Екатерины Второй до Льва Троцкого и Владимира Ленина. Полнометражное кино таким количеством продукции похвастаться не может по понятным причинам: исторические фильмы – дело дорогостоящее, а гарантии, что зрители с радостью побегут в кинотеатры и затраченные средства удастся вернуть, нет никакой. И все же кое-что появляется и на большом экране. Только стоит ли этому радоваться? «На Невском» решил разобраться с тенденциями в отечественном историческом кино.

Режиссеры сплошь и рядом переосмысляют историю, причем весьма своеобычно. Взять, допустим, долгострой Андрея Кравчука «Викинг». За те 8–9 лет, что прошли с начала сочинения сценария, ситуация в идейном отношении развернулась на 180 градусов, и князь Владимир Красно Солнышко превратился в носителя христианских ценностей, а его прежняя религия – язычество – трактовалась как заблуждение. Или временное помутнение сознания. Возродилась форма «датированного» кино, когда на определенный сюжет снимают фильм к определенной дате. В 2005 году 4 ноября назвали Днем народного единства. А уже спустя 2 года Владимир Хотиненко снял «1612», о том самом Смутном времени, завершение которого и подарило россиянам еще один выходной. Главный посыл картины: как же замечательно, что есть централизованная власть, а православие и народ неразрывны.

Личностей, которые пусть высоких постов не занимали, но влияли на ход событий, в нашей истории предостаточно. Однако, если посмотреть на продукцию телеканалов и киностудий взглядом маркетолога, легко заметить, что большинство их работ посвящены личностям, про которые нет необходимости разжевывать, кто они, зачем они и каких дел натворили. Имена Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II, Николая II, Ленина, Сталина, Троцкого и т. п. вряд ли у кого вызовут уточняющие вопросы. И временами складывается анекдотическая ситуация. Скажем, четыре года назад на двух телеканалах практически одновременно вышли сериалы о Софии-Фредерике Ангальт-Цербской, она же Екатерина II, с Мариной Александровой и Юлией Снигирь в заглавных ролях. 100-летие Октябрьской революции оба канала также отметили почти синхронно – сериалами «Демон революции» и «Троцкий».

Иногда отдельные сценаристы вместе с режиссерами напоминают о том, что история государства Российского начиналась не в XVIII веке, как можно подумать, глядя нескончаемые «Тайны дворцовых переворотов», а несколько раньше. Появлению в 2012 году фильма «Орда» Андрея Прошкина стоило радоваться и всячески его поддерживать, ведь сценарий написал мэтр Юрий Арабов (именно по его сценариям Александр Сокуров снял «Молоха», «Тельца» и «Фауста»). Но, увы, прорыва не случилось. Зато весной этого года на Первом (один из немногих, кто может позволить себе столь дорогостоящие проекты) вышла своя версия отношения татаро-монгольских и русских князей – «Золотая Орда» с Александром Устюговым и Юлией Пересильд в главных ролях.

Положение дел в историческом киножанре «На Невском» попросил оценить кандидата исторических наук, исследователя в проекте Цюрихского университета Татьяну Воронину:

– На художественные кинофильмы стоит взглянуть как на поле исторических сюжетов, предлагаемых обществу для осмысления или переосмысления. Например, 100-летний юбилей революции очень хорошо показал, как в обществе меняется интерпретация тех событий. Если раньше революция понималась как событие сугубо положительное и как основа легитимности советской власти, то сейчас она трактуется как национальная катастрофа, приведшая к братоубийственной войне и расколу в обществе. В этой связи появление фильмов «Троцкий», «Демон революции», новой версии «Хождения по мукам» и так далее – отражение того, что прошлое вдруг оказывается востребованным и рассчитанным на рефлексию. Кино помогает зрителю верно, с точки зрения заказчика кинопродукции, оценить это прошлое.

Возникновение дискуссии по поводу «Матильды» Алексея Учителя тоже связано с переосмыслением истории революции и самой личности Николая II. Многие прихожане Русской православной церкви уже давно видят в нем не человека, а святого. Это и стало причиной их недовольства картиной Учителя. В то же самое время представители Госдумы не увидели ничего крамольного в «Матильде». И совершенно обоснованно: для них царь Николай – исторический персонаж, ну может, лирический герой, но не святой. Это, однако, не меняет главного посыла режиссера: царь Николай, не важно, святой он или нет, – положительный персонаж этого кино. А так как кино претендует на то, чтобы быть историческим, – он положительный персонаж российской истории. Именно это и должны были усвоить многочисленные зрители «Матильды» в канун празднования 100-летия Русской революции.

Понятно, что на всех исторических фильмах, которые сейчас снимают, лежит отражение сегодняшних идей, интерпретаций, в том числе и политических. И очевидно, что избираемые сюжеты исторического прошлого – про настоя­щее. Сейчас главный посыл работы над прошлым заключается в том, чтобы убедить всех, какие мы молодцы, чтобы зрители почувствовали себя наследниками великой, могучей страны с прекрасной историей, сильными правителями, что у нас была и есть грандиозная миссия. И все это очень четко артикулируется благодаря частным историям на фоне исторических драм, о которых нам рассказывают современные российские исторические сериалы. Справедливости ради, не только у нас.

Топ-5 исторических фильмов, которые появятся на экранах

1. «Тобол», режиссер Игорь Зайцев. Молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин по заданию царя отправляется в глубину Сибири – в пограничный Тобольск. Здесь Иван влюбляется и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотом Яркенда. Его крепость окружена полчищами диких джунгарцев, и помощи ждать неоткуда…

2. «Вещий Олег», режиссер Антон Борматов. О первом этапе жизни великого русского князя, объединившего разрозненные племена в единое государство, которому удалось дать отпор хищным викингам с севера и могучему каганату с юга.

3. «Аманат», режиссер Антон Сиверс. Фильм повествует о страстной любви сына Шамиля Джамалутдина и Лизы Олениной на фоне драматических событий военной истории России I половины XIX века. Джамалутдин вошел в историю как «великий заложник», и фильм – попытка ответить на вопрос: заложник большой политики или большой любви? Исторический контекст заката Николаевской эпохи, на фоне которого разворачивается история о любви и предательстве, чести и долге, служении отчизне и верности данному слову, станет ключевым для фильма.

4. «Балканский рубеж», режиссер Андрей Волгин. Блокбастер, посвященный 600-километровому марш-броску российских миротворцев из Боснии в Косово в 1999‑м году. Тогда российские десантники, нарушив планы НАТО вытеснить Россию с мировой политической арены, неожиданно для всех заняли аэропорт Слатина, имевший важное стратегическое значение. Самому марш-броску предшествовала до сих пор остающаяся секретной операция по взятию аэродрома под контроль российской спецгруппы.

5. «Союз Спасения», режиссер Андрей Кравчук. Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь все кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё: положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну.

Предыдущая статья

Вечер с Владимиром Соловьевым, но не на ТВ

Следующая статья

Над вымыслом слезами обольюсь