Дизайн

Городские цветы

Корни искусства Франка Брюггемана берут свое начало в земле, и это не метафора. В течение многих лет голландец работает с растениями. Его инсталляции поражают легкостью. Все так естественно, что возникают параллели с пейзажными парками и характерными для них густыми зарослями и руинами. Художник предупреждает: «Не забывайте, самый живописный природный ландшафт может оказаться творением рук человеческих!»

Брюггеман безупречно компонует растения и предметы, и его инсталляции неотделимы от ландшафта. Под стеклом – измятые пивные банки, сорная трава, пустые птичьи гнезда и даже мумифицированный кролик, который еще пару лет назад резво бегал в тенистом городском саду. Тогда этим клочком земли занимался сам Франк, потом – никто. Безразличие посетителей привело к запустению. Некоторые растения погибли. Блеск бутылки, брошенной в нестриженую траву, слепит. Мусорный «гербарий» хоть и красив, но вызывает раздражение. Никто из посетителей сада не хочет любоваться дрянью, но почти каждый виноват в случившемся.

«Люди украсят ими свой праздник лишь на несколько дней…» – причитает плаксивый голос. Примитивная песня про умирающие цветы лучше других объясняет страдания голландского художника и садовника. Этот человек постоянно задается вопросом о культе потребления, охватившем всё и вся. Деревья, кустарники, цветы воспринимаются большинством как товар, и только. Помнится, в стихотворении Блока поэты «плакали горько над малым цветком». Современный потребитель совершенно безразличен к короткой ботанической жизни.

В 2008 году Брюггеман в компании графического дизайнера Самиры Бен Лалуа и ландшафтного архитектора Эрнста ван дер Хувена стал издавать Club Donny – «лишенный всякой редактуры журнал о личном опыте контакта с природой в городской среде». Он выходил два раза в год. Героями необычных репортажей были дикорастущие сады и цветы, пробивающиеся сквозь асфальт. Название для журнала подсказал фильм Джармуша «Сломанные цветы»: там главного героя зовут Донни. Последний номер вышел в 2013-м. Теперь эти непрошитые страницы формата А-3 предмет коллекционирования.

«Магнолия, гамамелис, веточка каштана… О, они идеально сочетаются с розами, гвоздиками и герберами! А еще я добавлю к ним спаржу, азалию, драцену и хвойник так, чтобы была видна корневая система. Красота возникает в том числе и из несовершенств!» – так или примерно так голландец комментировал свою работу над роскошными букетами для модного показа Viktor & Rolf. А потом вдруг спросил: «Что там еще на заднем дворе? Старые покрышки? Несите их сюда. Пригодятся. И никаких тюльпанов!..»

Нина Филюта

Предыдущая статья

Среда обитания 2.0

Следующая статья

Сезон высокого искусства

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*