Культура

Чудак с Бродвея

Кто не знает имена Гершвина, Бернстайна или Ллойда Уэббера? Фрэнку Уайлдхорну с признанием в России повезло куда меньше. А между тем сегодня это один из самых успешных американских композиторов. Перед тем как принимать знаменитого американца в городе на Неве – а он даст 31 мая на сцене ДК им. Ленсовета эксклюзивный концерт, – стоит пройти небольшой ликбез.

Первые уроки фортепиано Фрэнк получил, когда ему было 15 лет. И едва ли не сразу стал писать для любительских групп музыку в разных стилях –
от джаза до R&B.

«В музыке я самоучка. Чтобы оказаться на той ступени, где я нахожусь сейчас, мне пришлось пойти необычным путем.  Я не знаю никого, кто шел той же дорогой. Но было весело. И я надеюсь, что своей музыкой направляю людей к поиску собственного пути. На Бродвее меня считают немного странным, и мне это нравится».

О сочинительстве Уайлдхорн всерьез задумался во время учебы в Университете Южной Калифорнии. Здесь, на факультете философии, судьба свела его со Стивом Каденом, в соавторстве с которым и был создан его первый мюзикл – «Джекилл & Хайд». После премьеры на Бродвее в 1997 году спектакль продержался в прокате четыре (!) сезона, а потом продолжил триумфальное шествие по театрам Европы и даже Азии. Уайлдхорн стал первым за продолжительный период композитором, у которого на Бродвее одновременно шли три разных мюзикла. Его композиции звучали на Олимпийских играх и Играх доброй воли, чемпионатах мира по футболу и даже на церемонии инаугурации президента Билла Клинтона. Но обретенные успех и признание не стали определяющими во взглядах Фрэнка на жизнь.
 
«Я не чувствую себя ветераном. Я еще учусь. А если закрою глаза, с легкостью представлю себя спасателем на пляже в Форт-Лодердейле, где я подрабатывал в 1976 году, чтобы продолжать учебу игре на фортепиано. Очень важно сохранять в себе это ощущение студента во всем – в любви, в сексе, в еде, в музыке. Уроки, которые преподает тебе жизнь, гораздо важнее уроков, которые ты получаешь в шоу-бизнесе. Иметь успешное шоу здорово. Но лучше иметь успешную жизнь».

Уайлдхорн берется за беспроигрышные сюжеты – романтические истории любви с трагическим флером. Он написал готический мюзикл «Свенгали» о любви и гипнотизме в Париже начала XX века. В «Камилле Клодель» воспел первую женщину-скульптора, музу легендарного Огюста Родена. Создал романтико-политический мюзикл «Рудольф» о жизни и смерти молодого австро-венгерского кронпринца. Потом были «Дракула», «Сирано де Бержерак», «Кармен», «Бонни и Клайд», «Граф Монте-Кристо»… .

«Как я выбираю материал? Прежде всего, я люблю эти книги. О «Графе Монте-Кристо», например, я думал много лет еще со времен ученичества. Для меня важно, чтобы мой герой прошел путь развития, совершил некую экзистенциальную дугу».

В 2002 году уже востребованный во всем мире автор популярных мюзиклов выступил продюсером проекта Harlem Song в знаменитом театре Apollo – колыбели современной афроамериканской музыкальной культуры. Юность ли, проведенная в Гарлеме, или иное влияние, но в музыке Фрэнка звучат отголоски многих культур.

«Каждый новый проект подобен восхождению на гору – так много сил требуется, чтобы достичь вершины. Но я обожаю это бесконечное восхождение».

В Россию композитор, имеющий, кстати, славянские корни со стороны матери, приедет впервые. Хотя давно пора – уже больше двух лет в Театре музыкальной комедии с успехом идет его «Джекилл & Хайд». В качестве гостей вечера Фрэнк Уайлдхорн пригласил звезд петербургского мюзикла.

Дина Калинина

Предыдущая статья

Икорницы из Рафаэлевского сервиза, наследие

Следующая статья

«Открытые пивоварни», акция