Женщина в бизнесе. Дамы, прекрасные во всех деловых отношениях
Развитие женского предпринимательства стало одним из направлений государственной политики после принятия Национальной стратегии действий в интересах женщин. Мы обратились с вопросами к непосредственным игрокам рынка, чтобы выяснить, что они думают об участии женщин в экономике.
– Стоит ли в принципе поднимать вопрос о гендерных различиях, говоря о том, что принято называть стилем менеджмента?
– Разделяя понятия на «женский» и «мужской» менеджмент, не способствуем ли мы тем самым укреплению гендерного неравенства?
– Если говорить о психологических гендерных особенностях, природных качествах, то в чем у женщин преимущества?
– Почему производство, экономика, политика нуждаются в руководителях-женщинах? В чем сила женщины-предпринимателя? Что она привносит в исторически управляемый мужчинами мир?
– По статистике, 98 % безработных россиянок положительно относятся к перспективе создания своего бизнеса. Но далеко не каждая решается. Что, на ваш взгляд, мешает женщинам открыть собственное дело?
– Какие сферы бизнеса, по-вашему, оптимально подходят для женщин?
– Бизнес открывают миллионы, а успешными становятся единицы. Какой совет вы могли бы дать новичкам, чтобы они могли попасть в число успешных бизнес-леди?
– Какими основными принципами вы руководствуетесь в своей работе?
Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:
– У каждого руководителя должен быть определенный набор качеств вне зависимости от пола и возраста. Необходимы нестандартное мышление, готовность нести ответственность за принятые решения, и, разумеется, нужно обладать достаточными знаниями и опытом в той сфере, в которой ты строишь бизнес, любить дело, которым занимаешься. Кроме того, важны высокая трудоспособность и внутренняя мотивация, умение зажигать людей и заставлять их верить в тебя и общее дело. И, конечно же, не обойтись без личной харизмы, неуемной энергии и здорового авантюризма. Согласитесь, всеми этими чертами могут обладать как мужчины, так и женщины.
Словосочетания «слабый пол» я не понимаю. Женщины очень терпеливы и выносливы, они наделены особой мудростью, которая позволяет из любой ситуации выходить с честью. Есть немало примеров, которые доказывают эффективность женщин в так называемых мужских профессиях: от политики до кибернетики.
Но, слава богу, не каждая женщина решается открыть свое дело. Быть владельцем бизнеса – сверхсложная задача, не все способны справиться с психоэмоциональными перегрузками и уровнем ответственности, принимать молниеносные решения и креативно мыслить. Впрочем, чтобы достичь успеха, вовсе не обязательно владеть бизнесом. Главное – быть лучшей в своем ремесле.
А что касается принципов, то когда мы с мужем создаем новый проект, делаем это для себя, для родных и друзей. Потому что наши клиенты – наши друзья. И мы стараемся превзойти их ожидания.
Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Любую женщину, занимающую высокий пост в традиционно мужских сферах, будь то строительство, производство, научные разработки, IT-отрасль, постоянно будет сопровождать скепсис со стороны коллег-мужчин. И в мой адрес такие заявления не редкость – я девелопер, внедряю инновационный для России вид инвестиционного девелопмента, строю «умные города». Доверие коллег приходится завоевывать, последовательно и системно работать 24/7. Зато, завоевав, о гендере можно не беспокоиться – в бизнесе не выбирают партнеров по полу, смотрят прежде всего на деловую репутацию, силу воли, личные качества, профессионализм, компетенции и результативность.
Женщина-руководитель обречена носить маску абсолютной уверенности в себе, чтобы не потеряться в обществе коллег-мужчин. Потерпела неудачу – поревела в туалете, перевела дух и идешь дальше. Ты должна выглядеть так, чтобы любому партнеру или конкуренту было понятно: сломить тебя невозможно. Не все женщины стремятся брать на себя такой груз ответственности и быть лидером – это нормально, в природе все гармонично, исключения случаются, но не часто. Мы в России во многом сохраняем традиционный уклад в этом вопросе, наша женщина по-прежнему ответственна за дом, и это очень важно, нет необходимости отрываться от природы вещей и меняться ролями с мужчинами. Тем более что не каждому суждено стать предпринимателем, нужно иметь совершенно уникальный склад характера, высокий уровень ответственности, гибкость ума, стрессоустойчивость, страсть к деятельности и тот самый стержень внутри, который позволит пережить неудачу, даже если надо начинать все с нуля.
При формировании команды и круга партнеров я придерживаюсь единственного принципа – работаю только с чрезвычайно талантливыми людьми. Очень ими дорожу, стараюсь знать про них все – их желания, амбиции, сильные стороны, которые позволяют нам идти вперед.
Надежда Тушакова, директор по коммерции и финансам АО «Большой Гостиный Двор»:
– Стиль менеджмента зависит от характера руководителя, я бы не разделяла его на «женский» и «мужской». Никакого неравенства тут нет, а преимущество женщины – трудолюбие, мудрость, расчетливость, умение понять и простить.
Женщина-предприниматель обладает хозяйственными качествами, умением обустроить, решить главные проблемы. Она привносит в этот мир доброту, сердечность и порядок на вверенном ей участке. В этом ее сила.
Для женщин-предпринимателей оптимально подходит сфера обслуживания, но открыть собственное дело, на мой взгляд, часто мешает отсутствие профессионализма или умения рисковать, а также отсутствие капитала.
Производством в России заниматься сложно как мужчинам, так и женщинам, разные стандарты, слишком много бюрократизма.
Совет новичкам: чтобы попасть в число успешных бизнес-леди, нужно работать над собой, уметь преодолевать себя и все трудности. И радоваться даже незначительным успехам.
Мои основные принципы – организованность, профессиональный подход в любом вопросе, забота о людях, которые работают рядом.
Ольга Фрейберг, генеральный директор ООО «А-строй»:
– Для бизнеса важно, чтобы руководитель был эффективным. А его личностные особенности, в том числе пол, я рассматриваю с позиции: помогают или не помогают они решать производственные вопросы.
Сейчас очень высоки скорость изменений во всех сферах жизни, доступность любой информации и обучения, и поэтому женщины начинают работать в таких областях, о которых еще 50 лет назад и не думали. И этот процесс необратим. Уходят в прошлое понятия «мужская профессия» и «женская». Становится важным быть специалистом, обладая набором компетенций, настроить себя на выполнение нестандартных задач. А с другой стороны, говорить и привлекать внимание к вопросам гендерного неравенства надо, чтобы противоречия, тормозящие профессиональную реализацию женщин в бизнесе, были видны, понятны и решались.
Основное назначение женщины – продолжение рода, поэтому по своей природе она более вынослива, психологически более устойчива, обладает большей пластичностью в решении задач. У нее всегда есть свое видение ситуации, а новые ресурсы позволят реализовать самые, казалось бы, нереальные проекты. Правда, если она замужем, приоритеты часто смещаются с собственной профессиональной реализации на бытовые вопросы семьи. Время уходит, устремлений становится все меньше, и женщина отказывается от своей мечты. Или возвращается к ней, когда вырастают дети.
Мой совет: открывайте бизнес в той сфере, которая для вас является зоной интереса, хобби. Построение бизнеса – это не прямая дорога и не только в гору, бывают и падения, но то, что интересно и греет душу, всегда будет вас вдохновлять и поддерживать. Меня, например, захватывает процесс поиска оптимальных решений, как очередная головоломка. Мой принцип в жизни и в работе – все решаемо!
Елена Андреева, партнер холдинга IB Group, концепт-директор:
– Стоит ли в принципе поднимать вопрос о гендерных различиях, говоря о том, что принято называть стилем менеджмента?
– Думаю, нет, потому что индивидуальные различия у людей настолько велики, что они перекрывают все гендерные отличия.
– Разделяя понятия на «женский» и «мужской» менеджмент, не способствуем ли мы тем самым укреплению гендерного неравенства?
– В обществе, или, правильнее сказать, с точки зрения социологии, в определенных социальных группах всегда существуют гендерные стереотипы. С этой точки зрения в нашей стране, безусловно, преобладает мужской менеджмент.
– Если говорить о психологических гендерных особенностях, природных качествах, то в чем у женщин преимущества?
– Это очень интересный вопрос, потому что сегодня нейробиология продвинулась в изучении различий работы головного мозга мужчин и женщин, и благодаря Интернету есть возможность читать и слушать лекции. У мужчин нейронные связи в основном формируются внутри полушарий, а у женщин сильнее межполушарные связи. Это означает, что женщины легче переключаются с одного занятия на другое, множественные задачи им легче даются. Если для мужчин средний стресс (без риска для жизни) зачастую необходим, он вызывает возбуждение, активность, то для женщин он крайне нежелателен, и женщина будет, скорее, стремиться снизить стресс и вступит в переговоры, чтобы договориться и убрать конфликт. Потому что по биологической природе своей женщины созданы, чтобы следить за своим потомством и охранять его от возможных неприятностей. Поэтому женщины меньше рискуют, хорошо подстраиваются под собеседника и лучше сглаживают острые углы. Именно такой тип мозговой активности часто позволяет им быть хорошими переговорщиками в бизнесе. Напомню, что я цитирую выдержки из лекций современных ученых по нейробиологии и нейропсихологии, которые подтверждаются моими собственными наблюдениями за долгий путь в бизнесе. Безусловно, всегда есть личности, которые не подчиняются описанным моделям поведения.
– Почему производство, экономика, политика нуждаются в руководителях-женщинах? В чем сила женщины-предпринимателя? Что она привносит в исторически управляемый мужчинами мир?
– Хотелось бы ответить на этот вопрос так: женщина привносит в этот жесткий мужской мир мягкую улыбку, трепетное отношение к миру, теплоту и сердечность. Но, боюсь, это не так. Часто женщинам-руководителям необходимо быть твердыми и достаточно жесткими. Думаю, это против природных качеств. Тем не менее, как я уже говорила, биологическая природа позволяет многим женщинам достигать успехов прежде всего в переговорных процессах, а они, как известно, существуют и в экономике, и в политике, и в бизнесе.
Не думаю, что мир непременно нуждается в руководителях женщинах. Возможно, что личностные качества человека требуют лидерства. Это возможно. Особенно в современном мире. Тем не менее я бы сказала, что самая замечательная модель в бизнесе – это партнерство с мужчиной. Оно привносит в этот мир задуманное небесами равновесие. Часто у женщин хорошо развиты интуиция и эмоциональный интеллект, и часто у женщин хорошие способности решать трудные когнитивные задачи, но они более консервативны по своей биологической природе. А мужчина более импульсивен и больше рискует. Так можно достичь большего успеха. Хотя, повторюсь, это очень условное деление на мужчин и женщин. Все же индивидуальные качества личности сильнее.
– Учитывая недавно принятый курс на цифровую экономику как национальную программу, открывают ли цифровые технологии для женщин новые возможности?
– Мы все живем в век цифровых технологий вне зависимости от гендера, это новые возможности. Но иногда скучаешь по листу бумаги и рукописному тексту.
– По статистике, 98 % безработных россиянок положительно относятся к перспективе создания своего бизнеса. Но далеко не каждая решается. Что, на ваш взгляд, мешает женщинам открыть собственное дело?
– Страх риска. Доказано, что женщины впадают в тревожное состояние в несколько раз чаще, чем мужчины. Биологически так задумано, потому что необходимо постоянно анализировать, не угрожает ли что-нибудь ее условному потомству. Причем потомства может и не быть, а биологическая память все равно существует.
– Какие сферы бизнеса, на ваш взгляд, оптимально подходят для женщин?
– Любые. Это зависит от индивидуальных особенностей личности.
– Бизнес открывают миллионы, а успешными становятся единицы. Какой совет вы могли бы дать новичкам, чтобы они могли попасть в число успешных бизнес-леди?
– Для многих эффективнее стать частью хорошей команды и вырасти внутри нее в топ-менеджера, чем открывать свой собственный бизнес. Потому что собственный бизнес – это колоссальная ответственность как за людей, которых ты нанимаешь, так и за дело, которое ты ведешь. И оно не оставляет тебя все 24 часа в сутки. Поэтому многие не выдерживают. И это касается не только нашей страны.
Я с партнерами занимаюсь развитием проектов офисной, торговой недвижимости и многофункциональных центров в интересах заказчиков, владеющих земельными участками или существующими строениями. Конечно, основной бизнес, с которым мы общаемся, – это сетевые компании, торговые или сервисные. И люди, которые стоят во главе таких компаний, вне зависимости от того, мужчина или женщина, подчиняются основным законам построения и развития бизнеса. Но иногда случается, что бизнес в виде салона красоты, или магазина, или ресторана дарят. И тогда очень редко он бывает успешным.
– Какими основными принципами вы руководствуетесь в своей работе?
– Моя работа всегда командная. Когда нам поступает заказ на реконцепт торгового центра или создание на какой-либо территории многофункционального центра, который включает в себя различные концепции развития пространств, то всегда работает большая команда специалистов: архитекторов, инженеров, маркетологов, экономистов, финансистов, управленцев, брокеров, креативщиков. Я вместе с партнером отвечаю перед заказчиками за создание качественного продукта, который будет долго и успешно существовать на рынке. Поэтому нам нужны и эмоциональные бури при обсуждении, и душевное равновесие при исполнении. И погружение в профессию с каждым проектом вот уже более 25 лет.