Венеция: биеннале современного искусства May You Live In Interesting Times
В Венеции открылась очередная биеннале современного искусства с многозначным названием May You Live In Interesting Times (псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»). При входе зрителя встречает огромное живое облако, в котором и предлагается дальше плыть в поисках искусства.
В этом году основной проект, расположенный в Арсенале, пожалуй, самый тихий из тех, что можно было увидеть там за последние десять лет. Политика, гендерное неравенство, проблемы мигрантов – все это актуальное оставлено за бортом. Как бы подтверждая тему безвременья, куратор почти убрал и само время как категорию.
Функцию эпохальных полотен исполняют видео глобального содержания и формы, медиафрески о начале и конце. Живопись отдана в руки непрофессионалов в основном из Африки, а в европейско-американском исполнении при ближайшем рассмотрении живопись оказывается баннером или лайтбоксом. Азиатские художники мощно вторглись в глобальное арт-пространство, действуют изобретательно и масштабно, отвечают за высокотехнологичные проекты.
Обещанная основная тема «Не дай вам бог жить с эпоху перемен» воплощена в полной мере. Кураторское скольжение по плоскости, объединенное фактурой фанеры как общая комфортная среда, тихо повествует – мол, так у нас сейчас. Экспозиция заканчивается фонтаном, журчит вода, висят ковры, посткультурное, постиндустриальное, постглобальное общество, путая китайскую и берлинскую стены, прилипло к экранам. Искусство как пауза между инстаграмом и фейсбуком, органикой и хай-тек или медленно вращающихся шуршащих керамических дисков, где фактура превращается в звук, перетекание одного медиа в другое, взаимное опыление – наблюдение этого процесса и есть, по мысли куратора, настоящее.
Петр Белый
Фото: Глеб Дегтярёв