Интервью

В погоне за восторгом

Северную столицу посетил основатель всемирно известной архитектурной мастерской и студии дизайна Project Orange Кристофер Джеймс Эш. Первым петербургским проектом компании стал Dom Boutique Hotel на Гангутской. Сегодня команда студии занята в более масштабном проекте: реализует интерьерные решения для знакового проекта Art View House. Несмотря на плотный график, г-н Эш согласился рассказать о творческих взглядах и специфике российских проектов в эксклюзивном интервью журналу «На Невском».

НН Ваша компания была создана в 1997 году. Какими тогда были ее принципы и менялись ли они за минувшие годы?

Джеймс Эш. Дизайн не стоит на месте, потому и эстетические взгляды не могут оставаться без изменений. А вот наш основной принцип – всегда идти навстречу заказчику – остается константой. Независимо от проекта, гостиница это или жилищное строительство, мы прежде всего пытаемся понять, как человек намерен использовать помещение. Мы также убеждены, что понятие стиля обладает очень большой гибкостью. В любом проекте можно воплотить огромное количество вариантов, и нам нравится эта свобода.

НН От чего вы отталкиваетесь при создании нового проекта?

Д. Э. От контекста, если он важен. И от пожеланий заказчика. На основании этого я всегда стремлюсь спроектировать что-то, что мне понравится самому. Чтобы я вошел в здание и испытал неподдельный восторг!

НН Фешен-индустрия, как известно, изменчива и предлагает что-то принципиально новое каждый сезон. В архитектуре и дизайне так же? Были ли за минувшие 20 лет здесь свои революции?

Д. Э. Мне кажется, чревато смотреть на дизайн как на моду. В любом модном журнале вы всегда можете найти очередной «дизайн месяца», но, в отличие от одежды, постоянно менять интерьер дома как минимум дорого. Поэтому мы отталкиваемся не от моды, а от желаний и целей заказчика. Хотя, конечно, в мире дизайна тоже есть устойчивые тренды. Так, например, за последние 6–7 лет в топ вышел промышленный дизайн. В таком стиле оформляются многие рестораны. Еще одна мощная тенденция – возвращение к традиционному оформлению интерьеров. Правда, в этом случае речь идет не о копировании, а об использовании традиционных элементов с остромодными приемами. В целом сегодня дизайн отличается гораздо большим разнообразием и включает больше аспектов, чем это было раньше.

НН Город, в котором реализуется проект, оказывает влияние на эстетику?

Д. Э. Безусловно. Когда мы в петербургском проекте решились сделать черные ванные комнаты с золоченой сантехникой, это был смелый шаг, но, на наш взгляд, такой прием соответствует духу вашего города. Ни до, ни после ничего подобного мы не воплощали. Это наш отклик на контекст.

НН Какие стилистические задачи ставили перед собой, приступая к работе над Art View House?

Д. Э. Прежде всего мы постарались представить людей, которые будут здесь жить. И, конечно, отталкивались от архитектурного решения дома. Первоначально цветовая схема была совершенно иная: мы выбрали теплые, но темные тона, а сам интерьер выглядел более современным. Но, оценив итог, мы предположили, что такой проект, возможно, слишком рискован и не понравится заказчикам. Тогда разработали еще 4 варианта решения лобби, лестниц и коридоров. Среди «претендентов» был проект в стиле «Метрополитен модерн», отсылающий к середине прошлого века, был более консервативный вариант с акцентом на сочетание интерьера и экстерьера здания и также вариант в духе роскошного загородного клуба. Однако заказчики попросили нас отказаться от темных цветов, поскольку в Петербурге и без того мало света. В итоге мы пришли к финальному решению. В целом выбранную стилистику можно описать как «английский ампир». Это легкая, изысканная, но современная классика. Мы немного смягчили тона и при этом сохранили выразительные, я бы даже сказал, мощные графические элементы. Проект получился элегантный, с обилием высококлассных, роскошных материалов. Смею надеяться, он никого не оставит равнодушным.

НН Квартиры не оформляете?

Д. Э. Это было бы очень интересно, но, в отличие от английского клиента, клиент в России предпочитает создавать интерьер самостоятельно. Не скрою, мне любопытно посмотреть, как все будет выглядеть в итоге.

НН Петербург вдохновляет на другие проекты?

Д. Э. Петербург спроектированный город, он настолько сам в себе, настолько идеален, что очень трудно его как-то цитировать.

НН В городе с богатейшими архитектурными традициями работать со зданиями в центре – большая ответственность. Как вы относитесь к «осовремениванию» архитектуры в историческом центре?

Д. Э. Лично я считаю, что необходимо сохранять внешний облик исторических зданий. Конечно, можно и нужно менять назначение этих объектов на более актуальное. Быть может, даже реставрировать их с долей воображения. Но терять наследие нельзя ни в коем случае. С другой стороны, на местах, которые не застроены, стоит поощрять возведение новых, современных зданий, коррелирующих с архитектурным обликом среды. Ведь XXI век тоже должен внести свой вклад в развитие города.

НН Насколько российский рынок сейчас интересен для вас?

Д. Э. Нам очень нравится реализовывать проекты в России, во многом потому, что здесь нам везет с заказчиками, с ними легко строить диалог. Кроме того, невероятно интересно наблюдать, как тренды, которые зарождаются в Лондоне, затем трансформируются на других рынках.

НН Рынки Англии и России сильно отличаются?

Д. Э. Нам доводилось работать с российскими заказчиками в Лондоне, и почти все они невероятные перфекционисты! Это и здорово, и не очень. Зачастую им хочется, чтобы все было с иголочки, но это не всегда уместно в контексте исторического здания, например. Хотя в целом, мне кажется, рынки постепенно сближаются. Еще 10 лет назад российские клиенты хотели, чтобы интерьер выглядел вызывающе дорого. Сейчас это уже не так, российский заказчик стал намного более тонким и искушенным.

НН Есть ли проект, которым вы особенно гордитесь?

Д. Э. На ум сразу пришел небольшой проект, сделанный в моем родном городе. Местные власти разрешили к одному полуразрушенному зданию сделать радикальную пристройку. Изображение проекта облетело весь мир, мы получили множество наград. Еще одна гордость компании – ресторан в Дублине, который тоже получает хорошие отзывы.

НН Есть ли проект, который вы еще не воплотили, но о котором мечтаете?

Д. Э. Я бы очень хотел спроектировать отель с нуля. Сделать все, от здания до интерьеров и прилегающих территорий.

НН Если бы сейчас можно было приобрести или построить дом мечты, где бы он был и как бы выглядел?

Д. Э. Думаю, это был бы дом на Шри-Ланке, причем в духе Джеффри Бавы. Это был потрясающий архитектор. Он уничтожил барьер, разделявший постройки и ландшафт, использовал традиционную восточную архитектуру, но создал для нее особый, современный язык. Вот такой дом я бы очень хотел.

НН Не было искушения переехать в Art View House?

Д. Э. Ну это для меня пока дороговато! Но если бы я имел возможность и планировал жить в Петербурге, я бы выбрал жилье именно здесь. Желательно в пентхаусе с большой террасой!

Благодарим команду клубного дома Art View House за помощь в организации интервью.

Наталья Белая

Предыдущая статья

Что принес нам месяц… июнь

Следующая статья

Новая классика в Петербурге