Образование

Мы все учились…

Родители, озабоченные поисками учебного заведения для своих чад, часто слышат совет: «Не ищи школу – ищи учителя». Вот наш топ-5 учителей, у которых каждый хотел бы учиться.

ПЛАТОН, 427–347 гг. до н. э. Философ, вошедший в историю с громким титулом «Учитель человечества»! Основал первую в мире Академию (место было посвящено герою Академу, отсюда и название) и написал на воротах: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Математика и философия, по его мнению, – наиважнейшие науки для познания мира. Уроки были прекрасны: прогуливаясь по саду, ученики вели дискуссии. Например, учитель вбрасывал тезис: «Красота спасет мир», одному поручал доказать верность мысли, другому – опровергнуть, и те спорили до хрипоты. Вроде ничего особенного, однако именно из этих стен вышли величайшие ученые древности. Он никого не заставлял учиться – те, кому было неинтересно, просто уходили. Зато те, кто оставались, были готовы нести его идеи дальше и развивать их. После смерти Платона Академия просуществовала еще 900 (!) лет, пока не была закрыта христианами как языческое учреждение.

Мысль: «Воспитание – это усвоение хороших привычек».

ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ, 1746–1827. «Час рождения ребенка уже является первым часом его обучения», – уверял швейцарец, разработавший целую теорию о правилах преподавания. По его идее, ничего не надо выдумывать – все уже заложено природой: человеку даны «сила ума, сердца и руки». Иными словами, надо давать знания, развивать нравственно и обучать ремеслу. Каждый изначально наделен способностью созерцать и размышлять, надо лишь развить эти задатки путем несложных упражнений. Дабы проверить теорию на практике, он на собственные средства основал приют для беспризорных детей в возрасте от 5 до 10 лет. Ему действительно удавалось пробудить тягу к знаниям у несчастных забитых ребятишек, и они демонстрировали способности ничуть не хуже, чем дети аристократов. Но одна мысль не давала покоя Песталоцци до самой смерти: он обучил сотни бедных детей, почему же они не стали от этого богатыми?

Мысль: «Обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства».

МАРИЯ МОНТЕССОРИ, 1870–1952. Римская аристократка стала первой девушкой, поступившей на медицинский факультет университета. Работая в больнице, Мария обратила внимание на детей, отстающих в развитии. Девушка попыталась их хоть чему-то научить, и результаты оказались потрясающими. Собственную школу, «Дом ребенка», она открыла в 1907 году. По ее замыслу, всякого человека формирует среда, а задача учителей – создать эту среду. И всё! В одном классе она собирала детей разного возраста, чтобы старшие помогали младшим, а младшие тянулись к знаниям, которые уже есть у старших. Класс делился на условные зоны – счета, рисования и т. п. Дети занимались, чем им нравится, а учитель лишь наблюдал, выявлял склонности и помогал развиваться в заданном направлении. Мешать ребенку отдыхать – нельзя, заставлять или запрещать что-либо – нельзя, повышать голос – ни в коем случае. Только поощрять! Казалось бы, при таком раскладе обучение невозможно, но дети из школы Монтессори доказывали обратное.

Мысль: «Помоги мне это сделать самому!»

ЯНУШ КОРЧАК, 1878–1942. Врач по образованию, он вошел в историю как один из величайших педагогов, хотя не создал ни учебников, ни особых методик. Был он, кстати, подданным Российской империи, учился в Варшавской русской гимназии, окончил медицинский факультет в университете, а «практику проходил» в окопах Русско-японской войны. Но главной своей задачей считал помощь детям. В 1911 году основал «Дом сирот», в котором установил демократию: многие вопросы решал детский совет, а для нерадивых учеников был детский суд. Был сторонником идеи, что любить ребенка – это значит развивать его и направлять, а не выполнять любой его каприз и закармливать пирожными. И главное – всегда поддерживать! Последний постулат он доказал личным примером. Когда после оккупации Варшавы его «Дом сирот» приказали «эвакуировать из города», Корчак, прекрасно понимая, что все приговорены к уничтожению, пошел вместе с детьми, хотя мог уехать – друзья подготовили документы. Их вывезли в Треблинку, в этом лагере Корчак и погиб вместе со своими подопечными. Александр Кушнер написал про него проникновенный стих: «Когда тот польский педагог,// В последний час не бросив сирот,// Шел в ад с детьми и новый Ирод //Торжествовать злодейство мог,//Где был любимый вами бог?..»

Мысль: «Люби своего ребенка любым – не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой».

АНТОН МАКАРЕНКО. 1888–1939. Макаренко часто представляют этаким парнем с рабочей окраины, который потому и нашел общий язык с беспризорниками, что мастерски владел доходчивым аргументом – кулаком. А между тем он окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью. В 1920-м возглавил детдом для малолетних правонарушителей, а спустя семь лет принял руководство трудовой коммуной ОГПУ им. Дзержинского. После чего вчерашние воры и убийцы начали работать, да еще как! Ребята не табуретки мастерили, они выпускали фотоаппараты ФЭД (нетрудно догадаться, что это инициалы Железного Феликса). Одна из главных идей Макаренко: воспитывает сама жизнь. Задача педагога – создать условия для развития ребенка, но не тепличные, а максимально близкие к реальным. Другая идея: коллектив обладает воспитательной силой. За прокол одного отвечали все. При этом не стояла задача всех превратить в безликие винтики, наоборот, нужно было выявить склонности каждого, развить их и максимально использовать на общее благо. И еще Макаренко был против идеи формирования гармонично развитой личности. Не надо растить людей, которые умеют всего понемножку, нужно выявлять наклонности и развивать их, давать рабочую специальность.

Мысль: «Если мало способностей, то требовать отличной учебы не только бесполезно, но и преступно».

Маргарита Никольская

Предыдущая статья

Рецепты из Хатки Святого Бобра

Следующая статья

Образование по-шведски