Дизайн

Мнимая монотонность

Стоящие в ряд или заслоняющие друг друга. Толпящиеся, как люди. Молчаливые, чего-то ждущие, застывшие в пустоте. Кувшины, бутылки, керамические вазы. Излюбленные модели итальянского художника Джорджо Моранди.

Он родился и жил в Болонье. И никуда из нее не выезжал, если не считать грустного «путешествия» в армию, случившегося в 1915 году и закончившегося нервным срывом. Учился в болонской Академии изящных искусств. Там же, в Болонье, трудился учителем рисования. Ему нравились фрески Джотто, натюрморты Сурбарана. Сюжеты его собственных работ, на первый взгляд, прозаичны: композиции из незатейливых предметов домашнего обихода – кофейников и бутылок – из картины в картину. Свои натюрморты художник собирал без суеты, подолгу всматриваясь в самую обычную вещь, день за днем, монотонно. Некоторые предметы для будущих постановок он перекрашивал, чтобы сделать светлее или скрыть ненужный ему глянец материала – керамики и стекла. Моранди знал: красота – в простом, беззвучном, камерном и, на первый взгляд, незаметном. Эти его натюрморты – они про людей, потому не случайно «засветились» в культовом фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960).

Сегодня тему, начатую Моранди, с упоением продолжает его соотечественница Соня Педраззини (Sonia Pedrazzini). Она создала коллекцию сосудов, точь-в-точь повторяющих любимые «модели» Моранди не только формами, но и цветом: размытые белесые оттенки и «фирменная» матовость. Из этих предметов можно составить свой собственный, домашний натюрморт. Его компоновка целиком будет зависеть от вашего вкуса и настроения. Вазы Моранди превратились в стильный интерьерный аксессуар, но не только: это своеобразная игра. Перемещаем фигуры, находим идеальную комбинацию. Получается?.. Что ж, теперь и вы художник!..

«Моранди относился к этим предметам как к персонажам, – комментирует свою работу дизайнер. – Он передвигал их, как режиссер перемещает актеров на сцене, поэтому картины Моранди не просто традиционные натюрморты: они запечатлели мгновение в потоке жизненных событий – динамично, кинематографично…»

Ваза в минималистском интерьере – предмет выразительный и самодостаточный. Она хороша сама по себе, без букетов. Ее утилитарная функция ушла на второй план.

«Вычищенный» кадр – вот так коротко и ясно можно охарактеризовать творческий метод итальянки Элизы Оссино (Elisa Ossino). Она стилист и декоратор, любит простые формы и натуральные материалы – мрамор например. Вазы из коллекции Omaggio a Morandi («Оммаж Моранди») для Salvatori чрезвычайно близки к живописному прототипу – настолько же медитативны. «В интерьерах мне нравится использовать винтаж и предметы современного искусства, – говорит Элиза. – В ультрамодное пространство я частенько помещаю антиквариат, а в классическое, напротив, работы актуальных художников, потому что дизайн работает на контрасте!..»

Серию латунных, отполированных до зеркального блеска ваз «в духе Моранди» выпустила шведская компания SKULTUNA. Коллекция получила название Via Fondazza – в честь улицы в Болонье, той самой, на которой располагается дом и ателье художника. Формы разработал промышленный дизайнер, итальянец Паоло Дель Эльче (Paolo Dell’Elce). И если вы не особенный приверженец минимализма – добрый совет: поставьте в сияющие сосуды свежесрезанные пионы и возрадуйтесь – перед вами барочный натюрморт!..

Шведская марка Acne Studios решила вдруг посотрудничать с американским художником Грентом Леви-Лусеро (Grant Levy-Lucero). Он керамист, ваяет вазочки, очень смешно интерпретирующие фирменную упаковку. Посетителей выставок изрядно веселят эти примитивные формы с нанесенными на них логотипами. Грент уже вылепил кувшинчики для PEPSI и молока, крема NIVEA и духов CHANEL № 5, а также для всевозможных моющих средств, томатного кетчупа, крекеров, мармелада… В общем, для всего того, чем заполнены полки в среднестатистических магазинах и о чем бесконечно нудит телевизионная реклама. Заслуга дизайнеров из Acne Studios состоит лишь в том, что они перенесли изображения кувшинчиков на футболки и сумки, поставив на каждом свой фирменный лого. Абсолютный бред со знаком качества.

Нина Филюта

Предыдущая статья

Сказочная оперная Масленица в берендеевом царстве

Следующая статья

Сергей Полонский. Строитель светлого настоящего