Интервью

Конно-драматический театр «ВелесО»

В апреле в Конно-драматическом театре «ВелесО» с аншлагом прошла премьера спектакля «Священный полет цветов», в основу которого легли тексты Александра Введенского. Однако основатель театра актер Евгений Ткачук останавливаться не намерен. О планах, жизни и, конечно же, об уникальных артистах первого в России конного драматического театра Евгений лично рассказал журналу «На Невском».

Поклонники актера знают, что «ВелесО» для него отнюдь не первый опыт работы лошадьми. Перед вторым курсом театрального института Евгений уехал на каникулы домой, в Сызрань. Там по просьбе одного из конных клубов взялся за небольшой драматический этюд с участием лошадей. В итоге получилась полноценная постановка о Троянской войне на 40 минут! Артист признается, что идею создания конного театра вынашивал давно: «То количество раз, какое я рассказывал об этом замысле, в какой-то момент не оставило мне права этого не сделать! Я всех достал этой идеей. И хотя большинство крутило пальцами у виска, в какой-то момент я понял: все начинает само закручиваться. Основным двигателем стала команда, без которой невозможно было бы сделать нечто подобное!»

Интересно, что большинство артистов до прихода в «ВелесО» никогда не выступали с лошадью. Евгений не скрывает: от актера это требует определенной перестройки, ведь работа идет в формате, аналогов которому в России пока нет. «По сути, мы творим в пустоте. И чтобы что-то получилось в этой “черной коробке”, должен быть механизм, полное подключение всех и вся! Это очень сложно сделать, потому что это ни на что не похоже. В этом основное отличие нашего театра от театров репертуарных, куда актер зачастую ходит “на работу”. Когда появляется рутина, уходит момент желания познать что-то через театр. Но ведь в этом вся суть!» – говорит Евгений Ткачук.

Для актеров «ВелесО» свобода и правда оказываются дороже гладкой «езды по накатанной». «Я попробовал работу в государственной структуре со ставками, обсуждениями, увольнениями, кулисами, со всей этой жизнью. Я ее прожил, и прожил достаточно, чтобы понять: здесь ты художником не являешься, – рассказывает артист “ВелесО” Алексей Фролов. – А вот в “ВелесО” творчество во всем».

Свобода творчества в театре не метафора, ведь лошадь – партнер хоть и верный, но не всегда предсказуемый. Поэтому в спектаклях нет мизансцен, которые повторяешь точь-в-точь. Зато есть энергия «Тут и начинается самое интересное, – считает Евгений Ткачук. – Лошадь вносит ту обязательную долю импровизации, которая будет в спектакле. От этого каждый спектакль неповторим. Конечно, есть определенные точки, “драматургические гвозди”, которые выполняются, и это задача артистов-людей. А уже как ты это выстроишь и как дашь возможность жеребцу проявить себя, как, во что разовьешь его энергию – вот это каждый раз интересно!»

Конная труппа «ВелесО» начиналась с трех орловских жеребцов, купленных на саратовском конном заводе. Евгений вспоминает: в тот момент было ясно, что театр сложится, только если будут свои лошади. Сегодня этих быстроногих артистов намного больше, и у каждого свое амплуа! «Гротеск – единственный и неповторимый конь королевы, – с явным восхищением рассказывает о “коллегах” Евгений. – Последний гордый Гуигнгнм, непоколебимый в своих статичностях. Это Медовый, он может монументально стоять очень долгое время. Валдай – изысканный конь тонкой натуры, он у нас аристократ. Каждый двигается особым образом, у каждого свой поворот головы, свой характер, в этом и есть суть их артистизма». На такой разнохарактерный состав соответственно выбирается и материал. В «ВелесО» не боятся трудных работ. Пример тому – новый спектакль «Священный полет цветов», созданный по мотивам текстов обэриута Александра Введенского. Пространство, звук, ритм, дыхание – постановка получилась ошеломительной: премьерные спектакли прошли с аншлагом!

Конечно, в мире существуют и труппы с лошадьми, и великолепные конные шоу. Но стоит один раз побывать на спектакле «ВелесО», чтобы уловить разницу. Здесь есть драматургия. То неповторимое биение, то единение человека, лошади, природы, момента, которое преображает пространство. От артистов это требует серьезной работы не только в профессиональном, но и в человеческом плане. «Здесь надо работать над собой, но это нетрудно, если это твой выбор, – уверен Алексей Фролов. – В этой работе ты сталкиваешься с самим собой, видишь нюансы, которые тебе мешают не только работать с лошадью, но и вообще расти, двигаться дальше. Поняв это, понимаешь, с чем работать». Почивать на лаврах в театре не привыкли. Идей и планов достаточно. Среди творческих «мечт» – «Холстомер» Льва Толстого, спектакль по знаменитой повести Стейнбека «О мышах и людях» и… романтический вестерн! Однако в «ВелесО» всегда есть место импровизации, так что как в итоге распорядятся музы – покажет время!

Свобода творчества в театре не метафора, ведь лошадь – партнер хоть и верный, но не всегда предсказуемый. Поэтому в спектаклях нет мизансцен, которые повторяешь точь-в-точь. Зато есть энергия!

Наталья Белая

Фото: Алина Петрович

Предыдущая статья

Летим в Лигурию!

Следующая статья

Страшилка про вампирскую идеологию

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*