Интервью

Ян Цапник. «90-е. Весело и громко»

О чем мечтали и какую музыку слушали в 1990-е? Об этом СТС и кинокомпания «Арт пикчерс вижн» рассказали в комедийном сериале «90-е. Весело и громко», премьера которого состоится 25 марта. Но если актеры, сыгравшие главных героев, молодых ребят, сколотивших поп-группу, это время знают лишь по кино, то Ян Цапник, хозяин ресторана, в котором лабают будущие звезды, не прочь предаться воспоминаниям о «веселой и громкой» поре своей молодости.

Состав рок-группы: гитарист Вася (Егор Трухин), бас-гитарист Паша (Филипп Ершов), десантник Боб (Роман Курцын), преподаватель академического вокала, клавишник Птицын (Дмитрий Никулин) и студентка хорового училища Женя (Стася Милославская).

– Да, на 90‑е пришлась моя зрелая юность, так что я отлично помню эти годы. В 1989 году я только вернулся из армии и попал в совершенно другую страну, не в ту, из которой уходил. Поменялось все. «600 секунд», рокеры, продуктов нет, какие-то волнения. Это было весьма забавное время, к которому непонятно как надо относиться, но поскольку это время молодости, несбыточных надежд, то я вспоминаю его с большой любовью.

***
– Так как после школы я поступил в театральный институт в Свердловске, а вернувшись из армии, перевелся в Ленинград, надо было ехать на Урал забирать документы. Так вот, по-моему, это был один из многих в Советском Союзе город, где разворачивались настоящие криминальные войны. Тысячи людей погибли. Лежат братки на кладбище, а на их могилах малахитовые стрелы, огоньки, проведенные от вечного огня. Забавно, когда сидишь в какой-нибудь кафешке, пьешь растворимый кофе, куришь, и вдруг начинается стрельба…

***
– Новые русские, они были вокруг, начиная со спонсоров театра и заканчивая зрителями, пытавшимися после спектакля прорваться за кулисы, чтобы подарить понравившейся актрисе букет, который донести могли только несколько человек. Забавно было это наблюдать. Был случай, когда мне такие ребята на поклоне подарили коробку из-под телевизора, полную замороженных пельменей,– «с уважением от пацанов». Долго потом мы с коллегами ели эти пельмени… Однажды обещали подарить пистолет. «Хороший, – говорили, – не паленый, советский ТТ». Но я отказался: «Спасибо, ребята, я в армии достаточно пострелял». БОльшая часть этих людей пропала, кто-то сошел с этой дороги, кто-то сидит. Ну а кто-то по телевизору мелькает иногда.

***
– Я тогда учился в театральном институте, а потом работал в одном из лучших театров страны, в БДТ. Еще успел застать Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика, великого дядю Мишу (Данилов. – Прим. ред.) Играл с Валентиной Ковель, Зинаидой Шарко. И мне повезло сразу на главные роли. Я тогда совсем не думал о еде – нечего особенно жрать, ну и ладно – утром сыграл спектакль, в обед побежал на телевидение, вечером снова спектакль, а ночью озвучка каких-нибудь черепашек-ниндзя. А с утра все по новой. И это было так здорово!

***
– Появились новые профессии. Брокер, «челнок», наперсточник, девчонки мечтали стать валютными проститутками. Кстати, о древней профессии. На гастролях театра в Москве в гостинице не было проходу от всех этих белоснежек, дюймовочек. Мы даже одного народного артиста «сдали», ему до утра не давали спать, все стучали в дверь с интересным предложением. За завтраком он так матерился, а мы ему: «Ну что вы! Это же слава! Вас помнят, любят!»

***
– Но с другой стороны, рухнул железный занавес, открылся весь мир. Мы наконец-то увидели западное кино. Не только всяких «Эммануэль» в видеосалоне, но и классику, начиная с Пазолини и заканчивая Милошем Форманом с его «Пролетая над гнездом кукушки».

***
– Возникло ощущение свободы. Но только никто не понимал, что с этой свободой делать. Про ролексы и машины все понятно: у кого круче, тот и молодец. А свобода-то что такое? И перепутали со вседозволенностью. И растерянность: так мечтали о свободе слова, но оказалось, что говорить можно все, вот только есть нечего… И все же это было время таких диких надежд!

***
– А питерское телевидение? Я не говорю про «Пятое колесо», вспомните «Сказку за сказкой». Кажется, в ней участвовали все местные актеры. Я в 13 сказках снялся. Жизнь бурлила! Японцы приезжали «набираться опыта»! Актеров от голодухи спасал дубляж, я со своей подругой Леной Шульман озвучивал, кажется, все подряд, от проектов BBC про искусство и заканчивая мульт­фильмами.

***
– Так что когда мне предложили эту роль, я, конечно, обрадовался – здорово же вернуться в свою молодость. Тем более что и сюжет лихо закручен, и режиссер сериала обожаемый мною Игорь Волошин («Нирвана», «Я», сериалы «Физрук», «Ольга»). Поскольку это комедия, то она скорее о светлых сторонах 1990-х, хотя, конечно, без разборок, доходящих до маразма, не обош­лось. Ну а поскольку комедия музыкальная, то звучит много ностальгической музыки – начиная от It’s My life «Бон Джови» (любимая тема моего героя) до «Лесоповала».

***
– Главных героев играют ребята, которые в 1990‑е только родились, да и продюсеры тоже молодые люди, про то время знают благодаря «Жмуркам» да «Брату», пришлось иногда советы давать. Но вообще, все здорово подобрано – музыка, атрибуты. Это такой кайф, когда ты снова видишь, как из машины высовывается одна нога, вторая, потом выходит человек, говорящий в коробочку, которая вылезает из руки сантиметров на 15. Реально настоящую древнюю моторолу нашли!

***
– У моего персонажа, хоть он и владеет рестораном, кличка Доктор. В том смысле, что может залечить любого. Но при этом он такой, знаете, романтик, читающий «Трех мушкетеров» и любящий музыку. С помощью своего персонажа я пытался донести, что часто даже среди малиновых пиджаков встречались вполне нормальные люди, которые на виду вели себя так, как от них этого ждали, а когда братков поблизости не было, и сопереживали, и помогали, и пытались говорить про искусство. Скорее всего, такой вот «доктор», если выжил, сейчас работает зам-зам кого-нибудь из правительства или губернаторствует…

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Николай Васильевич ходил Гоголем

Следующая статья

Девяностые. Новый лексикон