Персоны

Сафо, Дали, Монро и Паша Ангелина

Создание личного бренда – тренд сегодняшнего дня. В конце концов, удачное построение собственного бренда – это дополнительный источник дохода. К услугам каждого, кто задумался о том, как выделиться среди других специалистов, – статьи, конференции, семинары. Но личные бренды появились гораздо раньше «пошаговых инструкций» и социальных медиа.

Первое, что бросается в глаза, – ничтожное количество женских брендов по сравнению с мужскими. Причем не только в России, но и во всем мире. Тем не менее, их было достаточно. Какие-то из них были созданы спонтанно, другие – сознательно, а некоторые по требованию времени. В любом случае за каждым из них стоят яркие и неординарные женщины.

Тип первый. Женщины-музы, создающие гениев

Это реальные женщины. Из плоти и крови. Которые чаще всего, не будучи явными красавицами, предстают перед своими современниками женщинами на 200 %! Их бренды строятся на соединении гиперболизированной женственности и потрясающей самоотдачи, с которой они поддерживают своих талантливых мужчин. Причем чем скандальнее женская репутация героини, тем ярче ее бренд. Всем известные представительницы этого типа – Лиля Брик и Гала Дали.

Лиля Брик была не только лирической героиней Владимира Маяковского. Именно благодаря ей, а точнее, за счет ее мужа Осипа были опубликованы первые поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Именно благодаря ей он сменил желтую футуристическую блузу на респектабельные костюмы, а значит, и свой имидж. После смерти поэта она стала редактором и составителем собрания его сочинений. А когда возникли проблемы с изданием, написала письмо Сталину с просьбой о помощи. И получила ее.

В начале совместной жизни Гала и Сальвадор Дали были весьма стеснены в средствах. Гале приходилось решать все бытовые проблемы, а также добывать деньги, в то время как Сальвадор занимался исключительно творчеством. Кроме того, она умело продвигала творчество Дали: рекламировала его картины среди состоятельных знакомых, оплачивала хвалебные статьи газетных критиков, организовывала скандалы, чтобы привлечь внимание публики. Подкидывала художнику различные идеи попробовать себя как ювелира, дизайнера или оформителя витрин.

С одной стороны, эти женщины делали из своих талантливых мужчин гениев. С другой стороны, они были свободны от условностей и, будучи дамами замужними, продолжали коллекционировать поклонников. Ревность в их понимании – «пережиток прошлого». Гала, влюбившись в художника Макса Эрнста, убедила своего первого мужа, поэта Поля Элюара, жить втроем. А начав жить с Сальвадором Дали, жаловалась только на то, что ее анатомия не позволяет ей заниматься любовью сразу с пятью мужчинами.

Осип и Лиля Брик также жили одной семьей с Маяковским. При этом Лиля продолжала влюбляться в других мужчин и открыто демонстрировала свои отношения. Эти женщины скандализировали общество в России, Испании и Франции, что не помешало их именам войти в историю.

Тип второй. Секс-символы

Чаще всего это женщины-дивы, которые живут не столько в реальном мире, сколько на фотографиях, киноэкранах и в освещении софитов. Мужчины сходят по ним с ума. Над образами подобных героинь работает целая команда: маркетологи, визажисты, стилисты, психологи. Героини покоряют своей сексуальностью и загадочностью: Камерон Диас, Джейн Фонда, Анджелина Джоли. Список их достаточно велик. Но самые яркие из них – Мерилин Монро и Марлен Дитрих. И одна и другая прекрасно осознавали, что внешность – это первое, на что обращают внимание. Поэтому Монро перекроила себя под существующие стандарты красоты, а Дитрих создала новые. Но и в том и в другом случае дивы кардинально меняли свою внешность. Одни считали, что дивы достигали этого с помощью пластических операций. Если верить слухам, Марлен Дитрих, чтобы подчеркнуть впалые скулы, удалила себе несколько коренных зубов, а Монро сделала пластику носа. Правда, другие считают, что пластическая хирургия в те времена была не столь развита и, скорее всего, в изменении формы носа Монро помог правильный макияж, а Дитрих сохранила зубы, но удалила жировые комки щек. Сейчас уже никто не скажет, как оно было на самом деле. Так пусть это останется тайной великих женщин.

Тип третий. Женщины-профессионалы

Самой первой женщиной-профессионалом, вошедшей в историю, стала античная поэтесса Сафо, родившаяся на острове Лесбос около 640 года до нашей эры. Она любила как мужчин, так женщин, в том числе и своих учениц, обучавшихся у нее стихосложению, основам религии и благородным манерам. Стихи Сафо были настолько прекрасны, а личная жизни настолько скандальна, что ее помнят до сих пор. Гораций спустя несколько веков после ее смерти писал в «Одах», что поэзия Сафо достойна священного поклонения. Катулл переводил ее стихи на латынь, а Василий Жуковский и Александр Пушкин – на русский. В 1976 году Давид Тухманов выпустил диск «На волне моей памяти», в одной из песен альбома – «Из Сафо» – звучат стихи античной поэтессы.

К этой же категории женщин-профессионалов, совершающих мужские поступки и при этом остающихся женщинами до мозга костей, относится бренд Коко Шанель. Модельер совершила революцию в мире моды, введя в женский гардероб брюки и укоротив длину юбок, а также разработала дизайн 2-цветной обуви, в которой даже ножка 40-го размера выглядит миниатюрной.

Несмотря на то что еще Некрасов воспевал женщин из русских селений, которые «коня на скаку остановят и в горящую избу войдут», брендов сильных женщин довольно мало. Яркое исключение – Паша Ангелина, женщина-тракторист, которая создала в 1933 году первую женскую тракторную бригаду. Советская пропаганда активно продвигала ее бренд под слоганом: «Сто тысяч подруг – на трактор!» Примеру Паши Ангелиной последовали 200 тысяч женщин! Она была обласкана правительством, часто на различных мероприятиях стояла рядом со Сталиным. Но почетные обязанности не освобождали ее от выполнения трудовых норм на полях родного села и заботы о четверых детях. Даже став депутатом Верховного Совета, она не переставала работать. Но несмотря на все вышесказанное, бренд героя труда Паши Ангелиной значительно уступает по широте известности мужскому бренду героя труда – шахтеру Алексею Стаханову. Которой, кстати, практически сразу после того как его трудовой подвиг был зафиксирован, стал кем-то вроде свадебного генерала и в шахту больше не спускался.

И напоследок

Женских брендов меньше, чем мужских, не потому что женщины менее талантливы. Просто на женщину в первую очередь смотрят с точки зрения «насколько она женщина». Кстати, женщины, совершающие мужские поступки и перенимающие мужскую манеру поведения, брендами не становятся. Женщина должна не только быть лучшей дояркой, актрисой, поэтессой, ученым или кем бы то ни было. Она должна, ко всему прочему, демонстрировать свою неподражаемую женственность. Увы, когда на тебе работа, семья и воспитание детей, сложно найти время, чтобы «сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями» наподобие Галы Дали. Но возможно, новые технологии и социальные сети значительно облегчат нашим современницам путь к известности. И женских брендов станет значительно больше.

Ирина Огнева

Предыдущая статья

Ирина Хакамада. Капитал

Следующая статья

Больше креативных мест - Питеру

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*