Стартапы и брендинг

Патентные загвоздки

Вокруг регистрации имен почему-то до сих пор бушуют страсти. Одни относятся к этой процедуре свято и трепетно, другие – с философским пофигизмом и щенячьим легкомыслием.

Не будем вдаваться в объяснения и рассказывать душераздирающие случаи. Просто заметим: имена регистрировать надо. Занимаются этим специально обученные люди, называются они патентные поверенные. Хороший патентный поверенный способен на многое, но и автору невредно слегка разбираться в вопросе. Поэтому обозначим несколько принципиальных моментов.

Первый этап экспертизы – отбор охраноспособных названий

Потому что не все заявленные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Например, не могут быть зарегистрированы обозначения, указывающие на качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на время и место их производства и сбыта. По этому основанию какое-нибудь «Холодное мороженое» не может быть охраноспособным.

В законе есть и другие основания для отказа в регистрации.

Нельзя регистрировать обозначения, которые являются ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Это значит, что рыбокомбинат во Владивостоке не может выпускать, к примеру, рыбные паштеты «Ладога».

Не допускается регистрация обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Поэтому вариант «Дурочка-Снегурочка» не может быть зарегистрирован как товарный знак. У меня был случай, когда я по телефону диктовала патентному поверенному варианты названий для снеков. Среди них было словосочетание «Лысый боб». Но юристу послышалось не «боб», а «поп» – то ли связь была плохая, то ли мой собеседник глуховат. И я сразу получила категорический отказ за нарушение данного пункта правил.

Обратите внимание, одно и то же название может быть охраноспособно для одного вида товаров и неохраноспособно для другого. Например, «Метро» для транспортной фирмы – неохраноспособно, а вот для газеты или супермаркета оно носит фантазийный характер, а не указывает на вид товара. И все получится. Так что помним: определение охраноспособности – достаточно специфическое дело, требующее знаний и опыта. Поэтому лучше всего сразу обращаться к специалисту.

Чисто справка – и никаких гвоздей!

Кроме охраноспособности следует проверить, не является ли придуманное название зарегистрированным товарным знаком. Для этого делается предварительный поиск в компьютерной базе данных зарегистрированных товарных знаков России. Если имя «чистое», то хорошо, но радоваться еще рано. Наступает третий этап: проверка будущего имени в базе данных Патентного ведомства России. Эта база обновляется ежедневно и содержит данные не только о зарегистрированных знаках, но и о поданных заявках. И только после положительного заключения можно подавать документы на регистрацию и получать так называемую приоритетную справку, которая фиксирует факт, что «вы в очереди первыми стояли».

Как видите, все не просто – но в то же время и не так сложно, как кажется. Главное – не питать иллюзий, что если вы погуглили имя и ничего не нашли, то значит, пора рисовать упаковку или вешать вывеску. Дешевле и быстрее все делать по правилам, чтобы потом не пришлось все начинать сначала – но уже с другим названием, в цейтноте и дырой в бюджете.

Так что сочинили имя – бегите к патентному поверенному, и никаких гвоздей!

Маргарита Васильева

Предыдущая статья

«Безликие» в ресторане SunDay Ginza, 6 октября

Следующая статья

Танцует юбочка моя