ИсторияКультураПопали в историю

Наш путь не должен превратиться в распутство

Какие мысли возникают в связи со 100-летием убийства царя и его семьи?

В ночь с 16-го на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны последний российский император Николай II, его жена, дети и члены свиты. Как сегодня в нашей жизни отзывается эта трагедия столетней давности?

– Убийство Николая II и его семьи – это огромное преступление, независимо от того, как мы относимся к канонизации этих людей, – считает священник РПЦ МП, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий КОЧЕТКОВ. – Эта трагедия дает нам серьезный повод размышлять о нашей ответственности за происшедшее. Это вопрос чрезвычайно важный и противоречивый. Почему? Потому что фигура императора Николая II непростая, всё, что происходило вокруг него, было неоднозначно.
Он был не самым лучшим, хотя совершенно законным правителем. Он был не самым популярным царем, совершил много ошибок, но при этом сделал и много хорошего. При нем Россия достигла удивительных высот в своем развитии, выходила во всех отношениях на первое место в мире. Ну, может, делила его с Германией. И если бы не 1917 год, эти две страны определяли бы сейчас мировую жизнь, что в сегодняшнем контексте мы можем сказать в отношении Америки с Англией и Израилем. Эта смена мировых цивилизационных парадигм очень и очень существенна и имеет далеко идущие последствия.

Но вернемся к Николаю II. Он был не только хорошим семьянином. Он, конечно, думал о благе страны, народа, как уж его понимал. Можно сказать, что у него было недостаточно самокритики, но это свойственно многим монархам. Да, в происшедшем в 1917 году есть вина императора и некоторых членов его семьи. Были у них и свои какие-то суеверия, и недальновидность в решении некоторых важных вопросов, в том числе духовного свойства. И тем не менее убийство Николая II и его семьи – это огромное преступление. И мы должны понимать, что такие преступления просто так не проходят, они требуют какого-то искупления, покаяния. Причем не отдельных людей, не только исполнителей, но и тех, кто поддержал, и тех, кто оказался глух к духовной и нравственной оценке этого ужасного события.

С покаяния надо начинать, но не завершать дело покаянием. Надо подумать о том, какое значение имеет власть в нашей стране, какой она должна быть, а какой не должна. Подумать о границах всякой власти, о той свободе, которая должна ее уравновесить. И вспомнить о власти любви – той духовной власти, которая всегда должна быть у нас на первом месте. Ведь есть право, а есть правда, есть порядок, а есть свобода. И мы слишком редко рассуждаем об этих вещах трезвенно. То идеализируем, то демонизируем всё, что связано с властью. Да, в русской истории это сложный вопрос, и всегда остается актуальным желание видеть на первом месте духовную власть, власть любви, надежды и веры.

Таким образом, воспоминания о страшном убийстве царя вместе с детьми и близкими людьми, политически абсолютно ни в чем не виновными, – это еще одна возможность осмыслить наш жизненный путь. Чтобы он больше никогда не превратился в распутство.

Записала Ольга Колесникова

Предыдущая статья

Птица счастья завтрашнего дня

Следующая статья

Клака в Мариинке