Интервью

НАДЕЖДА НА НЕБЕСНУЮ КАНЦЕЛЯРИЮ

Уже 21 августа продажи билетов на первый Дрезденский оперный бал в Петербурге были закрыты – ушел последний тысячный билет. Но стать зрителем есть шанс у каждого – достаточно 31 августа прийти на площадь Искусств. О нюансах бала и … российского бизнеса главному редактору журнала «На Невском» Елене Бобровой рассказала коммерческий директор Дрезденского оперного бала в Петербурге Оксана КОСАЧЕНКО

РАЗРЕШИТЕ ВАС ПРИГЛАСИТЬ!


– Оксана Павловна, надо полагать, что идея провести Дрезденский бал в Петербурге пришла в голову господину Фраю.

– Да, конечно, он же, собственно, создал и сам Дрезденский бал в 2006 году. У Ханса-Йоахима с Россией уже давние отношения – он ставил оперы в разных российских театрах, а сейчас и вовсе руководит Парком науки и искусства «Сириус» в Сочи, и вообще мечтает Сочи превратить в русский Зальцбург, в котором постоянно проходили бы всевозможные фестивали. И, кстати, на последнем Петербургском Международном Экономическом форуме был подписан договор на строительство в Сочи 11-этажного концертного зала.

– Извините, но где Сочи и где Петербург.

– Петербург для Ханса-Йоахима Фрая – особая история. И более того, родственная – очень любит рассказывать про своего прапрадедушку, который был священником в немецкой кирхе в Петербурге. И однажды, этой зимой Ханс во время работы надо одним из проектов в Филармонии, понял, что она может стать великолепной площадкой для современного бала.

– В общем-то не удивительно – в конце концов, когда-то в здании Филармонии находилось Дворянское собрание, где, конечно же, проходили и балы.

– А в итоге так получается, что мероприятие в Петербурге обрело уникальную фишку, которой нет у самого Дрезденского бала – дополнительную площадку. Если говорить о немецком варианте – в театре Semperoper проходит и гала-концерт, и бал, а на площади у театра – этот бал как бы продолжается, но уже в формате опен-эйр. Все, кто приходит на Театральную площадь, имеют возможность в прямом эфире наблюдать на огромных мониторах за всем происходящим в зале. Кроме того, для них на сцене у здания оперы разворачивается отдельная шоу-программа, по размаху не уступающая действу внутри. Так что это праздник не только для элиты, но и для всех горожан. А в Петербурге все будет еще интереснее – вначале пройдет гала-концерт в Михайловском театре, затем гости перейдут в Филармонию, которую сейчас перестраивают под бальную площадку.

– Но опен-эйр тоже будет?

– А как же, все будет как в Дрездене – и открытая сцена, и выразительная программа, которая будет состоять не только из классики, но и рок и поп-музыки! Открытая для всех площадка – это же исключительная особенность именно Дрезденского бала. Мы очень рассчитываем на то, что в небесной канцелярии нас услышат и увидят, как мы стараемся, и погода 31 августа нас порадует, нам очень хочется, чтобы люди оценили красоту проекта.

– Мне кажется, в этот вечер на площади Искусств будет негде упасть яблоку – судя по тому, каким успехом пользуется «Опера — всем». В этом году спектакли проекта посетило 36 тысяч зрителей!

– И я, честно говоря, была поражена, увидев сколько пришло людей на «Классику на Дворцовой», несмотря на проливной дождь!

– У Дрезденского бала есть еще одна уникальная особенность – танец выпускников года.

– У нас будут танцевать суворовцы и студентки Театральной академии на Моховой. Почему не выпускники обычных школ? Давайте признаем, что мы ох как далеки от танцевальной культуры Европы. У нас люди не отличают кадриль от фокстрота, определить могут разве что вальс, и то скажут «это медленно танцевать, обняв партнершу». Нам очень хочется, чтобы было иначе, и надеемся, что бал – первый шаг на этом пути, и что в свое время мы выберем учебные заведения, с которыми будем работать, мы рассчитываем организовать большие конкурсные отборы для тех, кто мечтает попасть в число дебютантов бала. Мы ведь затеяли не одноразовое мероприятие, а долгоиграющий проект.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕСА

– Итак, сейчас закладываются основы того, что может стать красивой традицией – зимний бал в Дрездене и летний – в Петербурге. Но не стоит ли не закрывать, а открывать им летний сезон?

– Мы пока в поисках своего времени, слишком много нюансов – с одной стороны, многие россияне продлевают себе лето на первую половину сентября где-нибудь за рубежом. С другой стороны, во многих европейских странах, особенно в Италии, Испании, Португалии, учебный год начинается на три недели позже, чем у нас, и поэтому они спокойно могут приехать в Петербург.
А что касается начала июня, то в Петербурге очень много чего происходит в это время – в будущем году пройдет Евро-2020 по футболу, плюс традиционный Петербургский международный экономический форум.

– Кстати, а почему бы не давать Дрезденский бал в рамках ПЭФа?

– Вы на Форуме бывали? Видели, какое там количество событий проходит одновременно? В прошлом году мне, например, пришлось побывать на 8 мероприятиях в один вечер, а в этом – уже на 11! Приходишь куда-то, здороваешься, а через полчаса с этими же людьми снова здороваешься на другой вечеринке – и так мигрирует процентов 70 гостей Форума. И сами понимаете, пропустить ничего невозможно, если у вас партнерские отношения с несколькими компаниями. Когда Форум только возник, все было иначе. Помните, на первом ПЭФ выступал Стинг на Дворцовой площади? И это было очень круто. Конечно, это было бы замечательно, если бы организаторы Форума решили: все, никаких концертов, и завершаем работу Балом, который объединил бы всех участников ПЭФ. Так, кстати, происходит, например, в Давосе: там проходят локальные, маленькие вечеринки, и одно – глобальное. Наше бизнес-общество пока не готово к такой солидарности, наблюдаешь тотальный эгоцентризм, когда каждый тянет одеяло на себя. Знаете, это такое соревнование для мачо – у кого больше пикселей на стенде, у кого круче вечеринка и дороже шампанское, кто больше потратит денег на приглашенную звезду. «Ну а раз я круче, то правильно, что именно меня ты выбрал в партнеры» — такая логика у людей.

– О партнерах. Насколько я знаю, изначально господин Фрай пытался организовать бал со своей дрезденской командой. Но в итоге к проекту подключились и российские партнеры.

– Дело в том, что хотя Ханс-Йоахим Фрай уже давно обрел в России не только связи, но и понимание, что такое русский менталитет, он все же столкнулся с тем, что на нашей почве немецкая модель ведения бизнеса пока не приживается.

– В чем проблема?

– Нюансов множество – начиная от того, что в Петербурге среди организаторов концертов очень мало тех, кто хорошо владеет хотя бы английским языком, и в итоге все дела проекта ведутся через переводчика. И заканчивая отсутствием у нас служебной иерархии. Вот у меня маленький бизнес, и любой сотрудник моей компании может зайти ко мне в кабинет и что-то предложить. На Западе это невозможно — там любой сотрудник идет к своему непосредственному начальнику, тот идет к своему, и так далее, по ступенькам вверх. А у нас вот перед нашим с вами разговором собралось человек 20 за столом и все стали что-то обсуждать вне зависимости от зоны своей ответственности. Абсолютно российская модель. Немцам с этим трудно справиться, поэтому и потребовались люди, которые понимают, как здесь работать, как выстроить иерархию и попытаться навести порядок.
Если говорить о российской специфике, то я бы заметила и еще такую проблему – в отличие от Германии у нас очень трудно найти спонсоров. Есть несколько компаний, которые поддержали проект г-на Фрая, но большого ажиотажа среди крупных компаний не наблюдалось. В отличие от властей города, которые поняли значение этой инициативы. С нами в плотном контакте работают и Комитет по культуре и Комитет по внешним связям, а вот бизнес опасается всего нового: «Вы проведите первый бал, мы со стороны посмотрим, как все пройдет. И потом уже будем думать о поддержке». Поэтому пока в бал инвестируем мы, его организаторы плюс те, кто увидел для себя важное зерно в этом проекте. Отсутствие мощной партнерской подпитки, естественно, влияет на стоимость билетов – как только у нас появится компания, которая готова стать нашим меценатом, мы сможем скорректировать стоимость билетов в сторону уменьшения. Хотя, замечу, в отличие от московского бала, куда порой можно попасть, заплатив миллион рублей, у нас цены куда гуманнее.
Так что первый Дрезденский оперный бал в Петербурге я бы рассматривала как своеобразный тизер. Но это будет красиво и очень необычно, к тому же весь бал со всех площадок будет транслироваться сразу на трех телеканалах немецкоговорящих стран, а в России на НТВ. Но я бы оговорилась, что всю свою мощь и силу Дрезденский оперный бал в Санкт-Петербурге бал развернет в будущем.

БАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

– В России мода на балы возникла в 90-е годы, вместе с модой на малиновые пиджаки. Что-то изменилось за 30 лет, кроме пиджаков, конечно?

– Как вам сказать… Я живу в Москве, где балы большие и маленькие проходят чуть ли не еженедельно, но проблема в том, что этим словом называют любое мероприятие, где люди выходит и танцуют хотя бы один вальс. Мы надеемся, что Дрезденский бал покажет, что такое европейские бальные традиции. Мы уже с вами говорили про выпускников, но эта же проблема, естественно, касается всех, поэтому повторюсь: в России нет танцевальной культуры. И опять же, хочется надеяться, что с каждым годом все больше людей будет выходить на паркет и не только вальсировать. Но бал это ведь не только танцы. Это может быть и аукцион, или какая-нибудь экспозиция. У нас в этом году будет представлена коллекция уникальных, в единственном экземпляре, украшений, созданных российскими ювелирами, мы представим изумительную коллекцию мейссенской фарфоровой мануфактуры. И наконец, бал – это еще и место для общения. А в данном случае, это еще и международная коммуникационная площадка – на Дрезденский бал в Петербурге приедет много гостей из Германии, Австрии, Швейцарии.

– И как же гости не из немецкоязычных стран?

– Мы как раз сегодня приняли решение не замыкаться больше на немцах, которые раскупили мгновенно практически все места, рассчитанные на зарубежных зрителей. Но уже в этом году в бал в Петербург приедут и гости из Великобритании, Франции, Испании, Китая. И мы рассчитываем, что, как и прошлогодний мундиаль, бал покажет миру, что такое Россия, и в частности, Петербург. И надо учитывать, что в отличие все-таки от футбольных болельщиков, на наше мероприятие приедут состоятельные люди, способные вложиться в бизнес в нашей стране, инвестировать сюда. Так что Дрезденский бал в Петербурге может стать очень важным для города проектом. Н

И ОПЕРАТОРАМ — БАБОЧКА

– И в завершении не могу не коснуться дресс-кода для тех, кто купит билет в Михайловский театр и в Филармонию.

– Это конечно же, black tie. Для тех, у кого-то нет подходящего наряда, мы на сайте бала разместили контакты компании, где на один вечер можно арендовать платье, смокинг или, как говорят американцы, таксидо. Немцы на дресс-коде очень настаивают – в Дрездене на балу даже телеоператоры работают в бабочках. И я вам скажу почему: в какой-то момент, когда уже нельзя снимать мероприятие, они оставляют свои камеры и становятся участниками бала, поэтому, естественно, они не должны выделяться своим внешним видом. На этом балу все должно быть красиво, или, как сказал один наш коллега: «блеск хрусталя и звон бокалов». И в самом деле, здесь все должно быть на очень высоком уровне – и это касается всего, от музыки и дресс-кода, до вина и цветочных композиции, создающих комфортное настроение. Я приглашаю всех на бал!

Цитаты:

«Мы ох как далеки от танцевальной культуры Европы. У нас люди не отличают кадриль от фокстрота, определить могут разве что вальс, и то скажут «это медленно танцевать, обняв партнершу». Нам очень хочется, чтобы было иначе, и надеемся, что бал – первый шаг на этом пути»

«Было бы замечательно, если бы организаторы Форума решили: все, никаких концертов, и завершаем работу Балом, который объединил бы всех участников ПЭФ. Так, кстати, происходит, например, в Давосе»

«Мы рассчитываем, что, как и прошлогодний мундиаль, бал покажет миру, что такое Россия, и в частности, Петербург. И надо учитывать, что в отличие все-таки от футбольных болельщиков, на наше мероприятие приедут состоятельные люди, способные вложиться в бизнес в нашей стране, инвестировать сюда».

Предыдущая статья

Royal Park зеленеет

Следующая статья

В Германии – страховки, в России – импровизация