Город и горожане

Мой Невский

Сергей Африка Бугаев, художник, музыкант, актер:

– Примерно 30 лет назад в доме 129 по набережной Фонтанки мы обнаружили заколоченное чердачное помещение. И там образовалась наша мастерская, в которой произошли крайне важные события не только в моей судьбе, но и в судьбе достаточно большой компании, которую можно назвать последним ленинградским авангардом. В этой квартире мы жили, работали, задумывали задачи, которые потом были реализованы на просторах мировой художественной сцены в виде выставок, не только наших с Тимуром Новиковым, не только группы «Новые художники», но и очень многих зарубежных авторов. Там происходили и такие исторические события, как, например, наш совместный перформанс с композитором Джоном Кейджем, одним из основателей современной музыки. Именно здесь Тимур Новиков начал делать свои минималистические трафареты. И стоит заметить, что приблизительно в том же районе происходило раздвоение личности Голядкина, одного из самых важных героев Достоевского. И этот рассказ «Двойник» повлиял не только на нас, но и на развитие мировой научной мысли в лице Фрейда, который начал развивать идею устройства внутреннего мира человека, опираясь на новое понятие – «бессознательное». Вряд ли все это случайно.

В связи с Петербургом надо отметить одну важную вещь. В этом городе есть отголоски так называемой сакральной геометрии. И кстати, в «Преступлении и наказании» Достоевский явно пытался рассекретить геометрические особенности города. Был такой замечательный ученый, близкий друг Сережи Курехина Влад Кущев, который в своем исследовании этого романа выявил, что по каким-то причинам Достоевский очень пристальное внимание уделял расположению окон, дверей, выходу на ту или иную сторону. Петербург задумывался как центр энергетической активности, в нем должны были быть созданы новые условия для дальнейшей эволюции человека. (Чтобы разрушить этот центр, усатый человек, не будем произносить его имя, устроил там геноцид.) Кто-то в это не верит, считает бессмысленным, но тем не менее эти константы заложены в структуре города. Как в доброй шутке: даже если вы это не чувствуете, это не значит, что это не действует.

Вот такие вещи мы пытались осознать в мастерской на Фонтанке. И это создавало особый мощнейший фон, который помогал нам все это время работать, создавать произведения искусства.

Предыдущая статья

Первая выставка QNET в Москве

Следующая статья

Что принес нам месяц… август