Персоны

Игорь Новиков: сто пиктограмм для храбрости

Два художника с мировым именем встретились в этом номере: Татьяна Назаренко и Игорь Новиков. На самом деле они и не разлучались, потому что это семейная пара, муж и жена. Оба много лет созвучны времени, в котором живут. Но на выставке «Лихие 90-е. Свобода без границ» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков представлена только Назаренко. Работ Новикова там нет. И он объяснил, почему.

Игорь Новиков. Московский нонконформист, один из самых дорогих современных русских художников, академик Российской академии художеств. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира и продаются через аукционные дома «Сотбис», «Филлипс» и другие. В своих картинах художник использует разнообразные стили и техники живописи, а также свое собственное изобретение – искусное вписывание в полотна прикольных пиктограмм.

– Эта тема очень интересная и до конца еще не осознанная. И название выставки очень хорошее – «Лихие 90-е». Там представлены действительно лихие петербуржцы – Белкин, Бугаев (Африка), мой однофамилец Тимур Новиков. Это люди, которые боролись с системой, наполнили ее свежим воздухом нового мировоззрения. Они были революционерами в творчестве, так же как и москвичи Кулик, Пивоваров, Назаренко, Нестерова. Но на выставке всего несколько лихих авторов. Остальные – просто художники, в том числе и хорошие. Абстракционисты, реалисты, они пишут натюрморты, пейзажи, красивые картины, но они никогда не были лихими.

Этот проект я увидел еще на стадии подготовки и предложил директору музея Марине Джигарханян, с которой у меня прекрасные отношения, назвать выставку: «Художники, которые жили в 90-е». Потому что она по-настоящему не отражает то лихое время. И это, конечно, обидно. По этой причине своих работ не дал, а Танина картина попала туда из одной коллекции. У нас почему-то можно без спроса автора выдергивать из коллекций его работы. Авторы иногда сами не знают, куда они могут попасть. Создатели выставки, конечно, молодцы, что подняли эту тему. Но такие проекты нужно готовить долго и тщательно. Это серьезный пласт культуры и времени. Тогда всё летало, растворялось, переворачивалось, рушилось и создавалось. Появлялись новые ростки. Есть масса художников, которые показали это бурление, кипение. Например, в моих работах тех лет очень много кремлевской тематики.

Или вот художник Булатов – тоже из лихих. Правда, сейчас он, извините, рисует травку с василечками. Я часто задаю ему вопрос: почему почти никто из художников не показывает, что сейчас творится в стране? Боятся? Не хотят проблем? Хотят получить хорошую мастерскую, квартиру?

Кто сейчас лихой? Кто современность отображает? Ну вот москвич Вася Шульженко, реалист. Он и в 90-е показал перестроечное уродство, и сейчас не каждый функционер захочет видеть его картины, в которых ужас, понимаете? Но таких, как он, очень мало. Я хожу на выставки и вижу какие-то палочки, кувшинчики и просто вытирание кисточек об холст.

Наступил век непрофессионалов. Каких-то девушек и мальчиков спонсируют, раскручивают, как в шоу-бизнесе. Захожу в музей в Цюрихе: там в шикарном зале, где представлены произведения Мане, девушка катается по полу. Я подхожу: девушка, вам плохо? Тут подбегают две смотрительницы: не мешайте, это акция. Она стипендиатка, только что приехала из Нью-Йорка. Но это же бред! Я ей говорю: идите лучше улицы подметать, больше пользы принесете. Они, конечно: сейчас мы вызовем полицию. А я: вызывайте кого хотите, но это бред. А одна девушка по всем музеям возила огромную такую кровать нечеловеческих размеров: там бутылки, презервативы, что-то еще… Вот у бунтаря Олега Кулика в 90-е были умные акции и инсталляции. Не знаю, что он сейчас делает.

Ну а я работаю с целью показать, что творится и у нас и за рубежом: насилие над природой, насилие над человеком… Все это и многое другое стараюсь изобразить своими средствами, вот этими пиктограммами, которые забавляются, играют, задают вопросы. Пиктограммы – моя фишка. Я ими балуюсь уже почти 40 лет. Сейчас-то они везде появляются, а я первый наложил их на картины, в том числе знаменитые. Пиктограммами усилил их драматизм.

Некоторые мои работы оказались пророческими. Например, вот эта, 2007 года: лежит обнаженная женщина Модильяни, и название – «Руками не трогать». Сейчас, когда за любое прикосновение к женщине ты можешь сесть в тюрьму, эта картина стала вдруг очень актуальной.

Записала Светлана Мазур

Предыдущая статья

Маша Гончарова. Красота без смайликов

Следующая статья

Татьяна Назаренко. Век народной воли не видать