Образование

«Лицей – это в капле былая Россия»

Говоря об образовании, нельзя не вспомнить о знаменитом Императорском лицее, ставшем альма-матер министров и литераторов. О методиках лицейских профессоров и их плодах мы поговорили с директором Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергеем НЕКРАСОВЫМ.

НН Итак, Сергей Михайлович, давайте вспомним, с чего все началось…

Сергей Некрасов. Лицей, который был создан по инициативе советника Александра I Михаила Сперанского, своеобразно подвел итог исканий в области образования, весьма актуальных в 18-м веке. Вначале образование носило узкосословный характер и не могло решить проблемы создания образованного общества в стране. Особенно остро это стало ощущаться во второй половине 18-го века, в частности Екатериной Второй. Не случайно ей принадлежит идея создания системы школьного образования. И все же когда Александр Первый в начале своего царствования провозгласил курс на реформы, то быстро понял: осуществлять их некому. И тогда Сперанский поднес ему проект нового учебного заведения, которое как раз и должно было воспитывать чиновничью элиту. И тогда же произошло очень важное событие – 12 лучших учеников столичного педагогического института были отправлены на стажировку в Европу. Из них и были отобраны первые профессора лицея.

НН Что же это была за система образования?

С. Н. Иногда говорят: это миф, что в лицее давали хорошее образование, на самом деле это было бессистемное образование. Действительно, первые профессора пришли преподавать, не обладая некой общей программой. Учебники стали появляться к моменту, когда Пушкин и его товарищи лицей уже заканчивали. Но если говорить сегодняшним языком, то первые годы в лицее происходило то, что сегодня мы называем «авторский курс». К 200-летию лицея в 2011 году сотрудники Всероссийского музея А. С. Пушкина создали двухтомную «Лицейскую энциклопедию». И по ней легко убедиться, насколько это был удачный инновационный проект, говоря сегодняшним языком. Из стен лицея вышли несколько премьер-министров, десятки крупных министров, губернаторы.

НН В чем же конкретно заключалась инновационность лицея?

С. Н. Профессора лицея на стажировке за границей набрались не только знаний, но и европейского вольного духа. Поэтому взаимоотношения между преподавателями и студентами строились на основе не патернализма, а уважения и даже братства. Затем каждый преподаватель пытался определить склонности того или иного студента, и в зависимости от этого шло дополнительное образование. Для тех, кто, например, был склонен к военному делу, приглашался из Петербурга офицер, который вел занятия по профильным дисциплинам. Когда замечали, что несколько человек интересуются дипломатией, из Коллегии иностранных дел тут же присылали документы из действующей политики, и лицеисты таким образом повышали свое образование на этом поприще. И при этом не было давления, если у лицеиста не было к какому-то предмету призвания. Известен эпизод, когда профессор математики Карцов вызвал Пушкина к доске решить какое-то уравнение: «Пушкин, чему равен х?» Юный Саша отвечает: «Нулю!» На что умный профессор говорит: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите и пишите стихи».

НН То, что на своем курсе не один Пушкин увлекался стихами – факт общеизвестный. А дальше эта традиция развивалась?

С. Н. Надо сказать, что в лицее вообще была особая культура письма, даже дипломатические бумаги, написанные бывшими лицеистами, отличались особым изяществом языка. А что касается стихов, то эта замечательная поэтическая традиция, возникшая на одном из первых занятий, продолжалась 150 лет.

НН Лицей же просуществовал чуть более века.

С. Н. Да, но даже в эмиграции лицеисты собирались, праздновали 19 октября. И обязательно писали стихи к этому дню. В течение двух десятилетий, будучи в гостях у их потомков в разных концах света, я собирал эти листочки, которые потом и опубликовал в своих книгах. Все это закончилось в 1970 году, когда ушел из жизни последний лицейский поэт Владимир Ильяшенко. Кстати, в его стихотворении, которое он написал к 150-летию лицея, есть строчка, определяющая роль Императорского лицея в истории России: «Лицей – это в капле былая Россия».

НН Увы, признаюсь, прежде не слышала об этом поэте. Вообще, лицей, за исключением первого, пушкинского выпуска, для большинства tabula rasa.

С. Н. Да, например, мало кто знает, что лицей закончил Салтыков-Щедрин, который, кстати, тоже писал стихи, правда, довольно скромные по сравнению с его прозой. Из лицея вышли выдающиеся экономисты. Такие как, например, граф Коковцов, товарищ министра финансов Витте, который в правительстве Столыпина и сам стал министром финансов. После убийства Столыпина император попросил его стать премьер-министром с сохранением поста министра финансов.

В свое время мы с режиссером Константином Артюховым сделали документальный фильм «Князь Олег. Не хочу умереть без славы». Речь идет об очень талантливом, ярком юноше, выпускнике лицея 1913 года, сыне великого князя Константина Константиновича, президента Российской академии наук и известного поэта, писавшего под псевдонимом К. Р. Олег безумно любил Пушкина и настоял на том, чтобы его отдали в лицей. После окончания его он был определен в лейб-гвардии гусарский полк и в 1914 году был смертельно ранен в одном из первых сражений мировой войны. И это был единственный член императорской фамилии, который погиб на этой войне.

Был, например, такой лицеист Владимир Зарубаев, выпустившийся из лицея в 1902 году. Его жизнь – загадка. Судьба лицеистов, оставшихся на родине после 1917 года, печальна: большинство из них были расстреляны, остальные отправлены на Соловки. Зарубаев же благополучно дожил до 93 лет. При этом он был поручиком лейб-гвардии Уланского полка, первым военным комендантом Петрограда. В Гражданскую войну служил под началом Тухачевского. Но когда после ареста маршала его соратников расстреляли, Зарубаева это не коснулось. Как и более поздние репрессии. Он продолжал служить и, более того, считался крупным армейским авторитетом. В Доме офицеров на Литейном висит его портрет среди известных военных деятелей советского времени.

НН С высоты сегодняшнего дня можно только удивляться, почему эти «государственные мужи», которые выходили из лицея на протяжении столетия, не сумели перестроить страну? Избавить ее от той же вековой коррупции.

С. Н. Значит, ста лет недостаточно. Не случайно же говорят о газоне, который в Англии стригут 300 лет. И потом в России и на протяжении этих ста лет не было стабильности, которой могла похвастать та же Англия. Когда там созрели мощные буржуазные силы, было создано новое дворянство, которое интегрировалось в элиту британского общества. В России же превалировала традиция абсолютизма, которая привела к тому, что для многих людей главными стали собственные интересы, а не страны. Так что сколько бы замечательных деятелей лицей ни выпустил, этого было мало для решения глобальных проблем. Все-таки хорошее образование не панацея. Оно должно идти рука об руку с политикой, экономикой.

Елена Боброва

Предыдущая статья

Надо подумать о том, как мы думаем

Следующая статья

«Прекрасная жизнь 2.0», концерт